Полярный экранолет кашеварова "пэк"
Изобретение относится к средствам на воздушной подушке. Сущность: экранолет содержит корпус, аэродинамическое крыло, два полоза, воздушно-реактивный двигатель, рули высоты и курса. В поддонном пространстве под крылом расположена воздухо-заборная труба, а двигатель выполнен в виде оголовника, имеющего систему подвода топлива в сферическую камеру сгорания, соединенную воздуховодом с компрессором и соединенной также газоводом с кольцевым соплом, расположенным соосно воздухо-заборной трубе. 12 ил.
Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и может быть использовано для перевозки пассажиров и грузов в зимнее время на равнинной местности северных стран, а через Северный Ледовитый океан в любое время года.
Известен экранолет, содержащий корпус, аэродинамическое крыло, два полоза, образующие совместно с крылом поддонное пространство в виде туннеля, воздушно-реактивный двигатель, установленный в носовой части, рули высоты и рули курса (заявка ФРГ N 3319127, кл. B 60 V 1/08, 1983). Предложенный экранолет отличается тем, что он снабжен воздухо-заборной трубой, расположенной в поддонном пространстве под крылом, воздушно-реактивный двигатель выполнен в виде оголовника, имеющего систему подвода топлива со сферической камерой сгорания, соединенной воздуховодом с компрессором и соединенной газоводом с кольцевым соплом, расположенным соосно с воздухо-заборной трубой, при этом рули высоты расположены на носовой и кормовой кромках аэродинамического крыла. Данные отличия позволяют решить задачу расширения арсенала технических средств, используемых при проектировании транспорта на воздушной подушке. На фиг. 1 дан вид на экранолет снизу; на фиг. 2 вид сбоку; на фиг. 3 - вид спереди; на фиг. 4 сечение по А-А на фиг. 1 передней носовой части экраноплана в увеличенном масштабе; на фиг. 5 место M на фиг. 4: на фиг. 6 - сечение Б-Б на фиг. 5; на фиг. 7 сечение В-В на фиг. 5; на фиг. 8 сечение Г-Г на фиг. 4 и схема движения струй воздуха и газов; на фиг. 9 схема движения носовой части экраноплана по тросам; на фиг. 10 место Н на фиг. 8; на фиг. 11 профиль трассы и экраноплана; на фиг. 12 вид сверху на трассу и поворотное устройство экранодрома. Экранолет имеет шестиугольный корпус с крышей 1 в виде аэродинамического крыла и дно 2, составленное из двух передних и двух задних плоскостей, наклонных от носа и от кормы к сопловому отверстию 3. Они также наклонены от середины к бортам, где они соединены с вертикальными стенками 4. Носовая часть 5 образована соединением передних частей крыши 1 и донных плоскостей 2 и передними рулями высоты 6, являющимися одновременно обтекателями соединения крыши 1 и плоскостей дна 2. В кормовой части 7 установлены кормовые рули 8 высоты и курсовой руль 9. В носовой части 5 установлен курсовой руль 10 и двигатели в виде оголовников 11 с прямоточным воздушно-реактивными двигателя 12 и воздухо-заборными трубами 13, входные отверстия которых образованы широкой щелью 14, разделенной на отсеки по числу первичных воздушно-реактивных двигателей 12, концы которых установлены в сопловой части 3 вторичного прямоточного воздушно-реактивного движителя 15, сопло которого образовано донными плоскостями 2 и бортовыми стенками 4. От воздухо-заборных труб 13 отходят воздухо-заборные трубы 17 компрессоров 18. Один компрессор 18 снабжен сжатым воздухом 10-20 оголовников 11. Задние концы воздухо-заборных труб 13 вставлены в передние концы труб воздушно-реактивных двигателей 12 с кольцевым отверстием 19, имеющим сопловое сужение более широкое в нижней части и более узкое в верхней части. Труба 13 конусная с меньшим диаметром в передней части в сопловом сужении отверстия 19 и большим диаметром 2 своего заднего конца. Кольцевое отверстие 19 соединено с газоводом 20 и камерой сгорания 21 оголовника 11, выполненной в виде сферы из жаропрочного материала 22, отделенного от корпуса оголовника 11 термоизолирующей прокладкой 23 (обозначенной крестообразной штриховкой). Центральную часть оголовника 11 опоясывают камеры 24 для сжатого воздуха, образованные концентрическими сферическими поверхностями и радиальными поясами 25, соединяющими эти поверхности. Камеры 24 имеют с наружной стороны термоизолирующую прокладку 26, уменьшающую тепловые потери камеры 21. В верхней части оголовника 11, противоположной газоводу 20, все камеры 24 соединяются камерой 27, образованной продолжением сферических поверхностей камер 24. Камера сгорания 21 соединена радиальными конусными трубками 28 с камерами 24 для сжатого воздуха. В противоположной части камеры 21 газоводу 20 установлена форсунка 29, периодически впрыскивающая в камеру 21 дизельное топливо, которое поступает по патрубку 30 от топливного насоса. Патрубок 30 проходит к форсунке 29 через центральную часть камеры 27 и патрубок 31, соединяющий камеру 27 с компрессором 18. Камера 21 имеет электросвечи, используемые для запуска оголовника 11, когда патрубок 30 подключается к бачку с бензином (на фиг. не показан). Газовод 20 и трубы 13 реактивных движителей имеют термоизолирующее покрытие поверхностей, соприкасающихся с раскаленными газами, которые выходят из камеры 21. Оси всех труб 13 и 17 прямоточных реактивных движителей имеют направления, пересекающиеся на продолжение осевой поверхности экраноплана, на удалении от кормовой части равном половине длины. Вертикальные стенки 4 заканчиваются полозьями 32, через которые проходят камеры 33. Камера 33 проходит вдоль всего полоза 32 от камеры сгорания топлива реактивного двигателя, имеющего устройства аналогичное оголовнику 11 и установленного в носовой части каждого полоза, до щелевого отверстия в конце полоза 32. Камеры 32 предназначены для разогрева полозьев 32, что улучшает их скольжение по льду и снегу в коленях 34. На капитанском мостике 35 установлены: система управления экранопланом, навигационное оборудование, радиолокатор, радиостанция, телефон, сирена, сигнальные огни. На носовой и кормовой частях дна по его краям установлены датчики 36 высоты. На носовой части 5 дна установлены доплеровские датчики 37 скорости относительно поверхности, над которой движется экраноплан. Ледовые колеи 34 предназначены для начала и конца движения экранолета по экранодрому 38. Для продления эксплуатации в теплое время года колеи 34 имеют устройства, препятствующие оттаиванию льда при положительных температурах атмосферного воздуха. На стартовой части экранодрома 38 между колеями 34 установлены упорные щиты 39 перпендикулярные направлению старта и не доходящие до труб 13 реактивных движителей в сопловой части отверстия 3 на расстоянии в 0,5 м. На таком же расстоянии они не доходят до стенок 4 экраноплана. Упорные щиты 39 отражают струи газов и воздуха с наклоном в сторону носа и его осевой плоскости. В результате существенно увеличивается давление газов и воздуха под дном экраноплана за его сопловым отверстием 3, а следовательно, увеличивается сила тяги и подъемная сила. На фиг. 8 пунктирными линиями показано отражение струй воздуха и газов, выходящих из труб 12, от упорных щитов 39 и от поверхности экранодрома 38. При этом возникают силы R и P реакции давления струй C, обозначенные стрелками, приложенными соответственно к щитам 39 и к дну 2. Векторные суммы сил


Формула изобретения
Экранолет, содержащий корпус, аэродинамическое крыло, два полоза, образующие совместно с крылом поддонное пространство в виде туннеля, воздушно-реактивный двигатель, установленный в носовой части, рули высоты и рули курса, отличающийся тем, что он снабжен воздушно-заборной трубой, расположенной в поддонном пространстве под крылом, воздушно-реактивный двигатель выполнен в виде оголовника, имеющего систему подвода топлива, со сферической камерой сгорания, соединенной воздуховодом с компрессором и газоводом с кольцевым соплом, расположенным соосно с воздухозаборной трубой, при этом рули высоты расположены на носовой и кормовой кромках аэродинамического крыла.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12