Эвольвентная зубчатая передача внутреннего зацепления
Использование: машиностроение. Сущность изобретения: в эвольвентной зубчатой передаче внутреннего зацепления с малой разностью чисел зубьев одно из колес выполнено с уменьшенным по сравнению с теоретическим числом зубьев. Минимальное количество зубьев выбирается из соотношения: nmin Изобретение относится к эвольвентным внутренним передачам с малой разностью чисел зубьев колес. РИСУНКИ
180o/arc sin 1,45588
/(Z2-Z1)1, где
- коэффициент смещения, Z1 - теоретическое число зубьев внутреннего колеса, Z2 -теоретическое число зубьев внешнего колеса. Число зубьев с уменьшенным количеством зубьев кратно nmin. Высота головок зубьев выбрана из условия: h<m(Z-Z1)/2, где m - модуль, Z1 и Z2 - теоретическое число зубьев соответственно внутреннего и внешнего колес. 1 ил.
где nmin минимальное число зубьев,
коэффициент смещения, Z1 теоретическое число зубьев внутреннего колеса, Z2 -теоретическое число зубьев внешнего колеса, причем число зубьев колеса с уменьшенным количеством зубьев должно быть кратно nmin, а высота головок зуба должна удовлетворять условию: h<m(Z-Z1)/2, где 4 h высота головки зуба, m модуль, Z1 теоретическое число зубьев внутреннего колеса, Z2 теоретическое число зубьев внешнего колеса. Изобретение поясняется чертежом, где e m(Z2-Z1/2 - эксцентриситет входного вала, точка A точка полного зацепления, точки B-F - точки последующих зацеплений. Минимальное число зубьев "n", которое обеспечивает нормальную работу зацепления при максимальном КПД определяют из следующего условия (см. чертеж). При обкатке зуб шестерни должен попасть во впадину колеса (шестерня поворачивается относительно точки полного зацепления к точке следующего зацепления), т. е. хорды шестерни и колеса между этими точками должны быть равны. Число шагов между этими точками также должно быть равным и у шестерни и у колеса. Но так как, строго говоря, это невозможно, поскольку делительный диаметр колеса Dk= mZ2 не равен делительному диаметру шестерни Dш=mZ1, то разность длин этих хорд должна укладываться в зазор между зубом и впадиной, то есть lк- lш
d Зубья шестерни и колеса подвергают высотной коррекции с коэффициентом смещения, x, причем с противоположным направлением смещения (у шестерни к центру, у колеса от центра). Кроме того, для исключения интерференции зубьев необходимо, чтобы высота их головок удовлетворяла условию: h <m(Z-Z1)/2. Таким образом, минимальное число зубьев "n" определяют из соотношения: lк- lш
d где lк хорда колеса между соседними точками зацепления, lш соответствующая хорда шестерни. d Sвп Sз, зазор между боковыми поверхностями впадины из зуба по делительному диаметру, где Sвп и Sз соответственно ширина впадины и толщина зуба по делительному диаметру. Выполнив преобразования, получают:
При достаточно большом передаточном числе редуктора (Z1/Z2 близко к 1) получаем упрощенную зависимость:

причем число зубьев "прореженного" колеса должно быть кратно "nmin". Например, при 
0,5 (максимально возможная величина), Z2-Z1=1 минимально возможная величина n=4, т.е. для нормальной работы редуктора достаточно 4-х зубьев шестерни или колеса. Необходимо отметить, что в данном случае Z1 (или Z2) является теоретической величиной и определяет делительный диаметр шестерни или колеса, а не реальное число зубьев. Соответственно Z1 (или Z2) должно быть кратно четырем. После расчета минимального числа зубьев "nmin" по результатам прочностных расчетов может быть выбрано другое число "n" (большее). В данном зацеплении помимо потерь из-за многопарности также устраняются потери, связанные с трением боковых поверхностей зуба и впадины, возникающие при обкатке, как это происходит, например, в волновых передачах.
Формула изобретения

где nmin минимальное число зубьев;
- коэффициент смещения;
Z1 теоретическое число зубьев внутреннего колеса;
Z2 теоретическое число зубьев внешнего колеса,
причем число зубьев колеса с уменьшенным количеством зубьев кратно nmin, а высота головок зубьев выбрана из условия

где h высота головки зуба;
m модуль;
Z1 теоретическое число зубьев внутреннего колеса;
Z2 теоретическое число зубьев внешнего колеса.




















