Ортогональная зубчатая передача а.н.маркова
Использование: машиностроение. Сущность изобретения: в ортогональной зубчатой передаче ось цилиндрического червяка расположена в средней торцовой плоскости передачи. Червячное или косозубое колесо смещено вдоль своей оси относительно средней торцевой плоскости передачи на определенную величину. Витки червяков в этой смещенной плоскости выполнены в виде односторонних прямобочных реек и расположены в этой плоскости вдоль высоты зуба колеса. В результате за счет направленных скоростей скольжения создаются исключительно благоприятные условия для получения стабильного масляного слоя большой несущей способности. 1 табл., 9 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых и червячных передачах.
Известна ортогональная зубчатая передача, содержащая цилиндрический червяк и червячное или косозубое колесо, в средней торцевой плоскости которого расположена ось червяка. В этой передаче для повышения кинематической точности и КПД червяк выполнен архимедовым, угол профиля витков которого и диаметр делительного цилиндра определены по формуле. Витки червяка в этой передаче расположены вдоль линии зуба. Основная торцевая плоскость не задействована. Недостатком известной передачи является недостаточно высокая несущая способность, имеет место значительный износ контактирующих поверхностей, особенно бронзового червячного колеса. Задачей изобретения является совершенствование известной ортогональной передачи. Достигаемый технический результат: повышение несущей способности и снижение износа контактирующих поверхностей червяка и червячного колеса за счет изменения геометрии зацепления. Этот результат достигается тем, что в ортогональной зубчатой передаче, содержащей цилиндрический червяк, ось которого расположена в средней торцовой плоскости передачи, и червячное или косозубое колесо, согласно изобретению червячное или косозубое колесо смещено вдоль своей оси относительно средней торцевой плоскости передачи на величину равную rm=qm






dw1=m(g+2x) (4)
Диаметр d1 делительного цилиндра 5 червяка 1 определяется на основе принятого коэффициента qm
d1=m(qm+2)=mq, (5)
где
qm+2= q коэффициент делительного цилиндра (без округления до стандартных значений)
Диаметр вершин da1, диаметр впадин df1 и расчетный шаг витков червяка P находят по формулам:
da1=d1+2m (6)
df1=d1-2,4m (7)
p =

Диаметр делительной d2 и основной db2окружности червячного или косозубого колеса находятся по формулам:
d2=dw2=mZ2(9)
db2= d2cos

где
dw2 диаметр начального цилиндра колеса. Диаметр вершин dam2 назначают в зависимости от выбранной высоты зуба 3 колеса. Критерием предельной высоты зуба колеса является толщина зуба Sam2 на диаметре вершин колеса.

где


inv







Для получения линейчатых винтовых поверхностей червяков 1 можно использовать резцы 8 или 8', а для процесса шлифования конусы 9. При сечении червяка 1 плоскостью tb-tb на правой и левой сторонах боковых поверхностей витков будут линии 10 (см. фиг. 3 и 4). Червячная передача работает следующим образом. Червячное колесо 2 и червяк 1 устанавливают ортогонально. При направлениях вращения червяка 1 и червячного колеса 2, указанных на фиг. 1 и 2, имеет место одностороннее зацепление; в основной торцовой плоскости tb-tb теоретически точное зацепление односторонней прямобочной рейки 7 с эвольвентным профилем колеса; в других плоскостях, параллельных основной торцовой плоскости, будут свои криволинейные рейки -- каждой рейке будет присуща своя линия зацепления. Совокупность линий всех реек в пределах рабочей ширины bw2 червячного колеса 2 определит поверхность зацепления. Соприкосновение рабочих поверхностей витков 4 червяка 1 и зубьев червячного колеса 2 происходит по непрерывным пространственным кривым (контактным линиям). Каждому положению червяка 1 соответствует свое положение контактной линии на поверхности зацепления. В обычных червячных передачах линия витка и линия зуба на делительных цилиндрах совпадают, т. е. витки червяка располагаются вдоль зуба колеса, тогда как в предлагаемых передачах виток червяка располагается вдоль высоты зуба, смещенного вдоль своей оси червячного колеса. В этом случае направление скорости скольжения витков 4 червяка 1 и направление скоростей тангенциального скольжения профиля зуба рейки 7 относительно профиля зуба 3 колеса 2 близки друг другу, т. е. их величины в процессе зацепления в плоскости tb-tb алгебраически складываются. В результате в предлагаемой червячной передаче за счет линейности контакта, теоретически точной геометрии зацепления в плоскости tb-tb и за счет направленных скоростей скольжения создаются исключительно благоприятные условия для получения стабильного масляного слоя большой несущей способности, превосходящей несущую способность масляного слоя обычных цилиндрических передач, что позволит венцы червячных колес изготавливать из закаленных сталей (вместо дефицитных бронз), при этом КПД червячной передачи приблизится к КПД обычных цилиндрических эвольвентных передач, а износ закаленных поверхностей витков червяка и зубьев червячных колес будет иметь тот же порядок, что и у цилиндрических передач. Витки червяков и зубья закаленных червячных колес обязательно должны шлифоваться. Новые ортогональные червячные передачи в основной торцовой плоскости tb-tb будут иметь точно такое же эвольвентное зацепление, как и у передач, состоящих из цилиндрических колес с параллельными осями, т.е. будет соблюдаться универсальность зацепления как для червячных, так и цилиндрических передач, кроме того, новым червячным передачам будут присущи все достоинства обычных червячных передач: большие передаточные отношения, бесшумность работы, малые габариты и компактность.
Формула изобретения

РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10