Зубчатая передача и производящий исходный контур для ее изготовления
Использование: машиностроение. Сущность изобретения: в зубчатой передаче боковая поверхность одного из колес имеет модифицированный участок, равный по высоте 0,3 mn, где mn - модуль в нормальном сечении, и выполнен огибающим дуги окружностей радиуса R. Величина максимальной глубины модификации выбирается в зависимости от шероховатости боковой поверхности допуска на погрешность профиля и отклонения шага зацепления. При изготовлении зубчатой передачи методом обката с модификацией головки зуба производящего контура в виде протуберанца или ножки в виде скоса модифицированный участок выполняется по дуге окружности, радиус которой зависит от модуля в нормальном сечении, глубины модификации и угла зацепления. При вращении колес модифицированный участок в первоначальный момент в работе не участвует, так как зазор между модифицированным участком зуба одного колеса и не модифицированным участком зуба другого колеса минимален, то при работе и износе немодифицированного участка зуба модифицированный участок вступает в контакт. 2 с. п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для изготовления силовых приводных устройств.
Известна зубчатая передача с параллельными осями и профильной модификацией головки зуба [1] Недостатком такой модификации является неопределенность в выборе глубины модификации, что может привести при определенных сочетаниях шероховатости, погрешностей профиля зуба и отклонения шага зацепления к кромочному контакту на вершине зуба и преждевременному разрушению зубьев, т.е. к снижению прочности зубчатой передачи. Известна гиперболоидная зубчатая передача с перекрещивающимися осями, имеющая профильную модификацию, зависящую от класса шероховатости поверхности [2] Недостатком профильной модификации является неучтенность отклонения формы боковой поверхности зуба от номинальной и отклонения шага зацепления от номинального при определении глубины модификации. Эта неучтенность может привести к кромочному контакту на головке зуба, что снижает прочность зубчатой передачи. Известен исходный производящий контур, который применяют при изготовлении эвольвентных колес методом обката. В качестве инструмента при этом используют червячные фрезы, зубчатые рейки [3] Недостатком способа изготовления с помощью такого производящего контура является неучтенность неточностей изготовления и шероховатости поверхности зубьев колес, в результате которой возникает кромочный контакт на вершине зуба при работе колес, что в конечном итоге снижает прочность передачи. Известен модифицированный исходный производящий контур с протуберанцем или скосом, с помощью которого методом обката производится изготовление колес [4] При изготовлении с помощью модифицированного производящего контура имеется неопределенность параметров модификации, что может привести к кромочному контакту и преждевременному разрушению передачи при малой глубине модификации, а при большой глубине модификации к исключению из контакта модифицированного участка, что также приводит к снижению прочности передачи. Изобретение решает задачу увеличения прочности передачи путем устранения возможности возникновения кромочного контакта. Указанная задача решается тем, что зубчатая передача с профильной модификацией зуба, зависящей от класса шероховатости поверхности, имеет величину модификации головки или ножки зуба одного из колес, равную по высоте 0,3 mn, а модифицированный участок выполнен огибающим дуги окружностей радиуса R с глубиной модификации, равной

где mn модуль в нормальном сечении,



при fш=4,5


где ш класс шероховатости (А.С. N 1372128),
и производящий контур с протуберанцем или скосом, применяемый для изготовления зубьев одного из колес зубчатой передачи с профильной модификацией зуба при выполнении модифицированного участка производящего исходного контура по дуге окружности радиуса r, позволяют учесть допуск на погрешность профиля, отклонение шага зацепления и устранить возможность возникновения кромочного контакта, а также позволяет иметь минимальный зазор между модифицированным участком и боковой поверхностью зуба второго колеса, что после приработки приведет к участию в работе и модифицированного участка. Все это ведет к увеличению прочности передачи. На фиг. 1 изображен профиль зуба зубчатой передачи с модифицированным участком головки зуба, на фиг. 2 профиль зуба с модифицированным участком ножки зуба, на фиг. 3 исходный производящий контур со скосом, выполненным по радиусу r, на фиг. 4 исходный производящий контур с протуберанцем, выполненным по радиусу r. На фиг. 1 профиль зуба 1 имеет модификацию 2, равную по высоте 0,3 mn, выполненной огибающей дуги окружностей радиуса R с максимальной глубиной модификации

где fш размер, зависящий от класса шероховатости,
ff допуск на погрешность профиля,
fрb отклонение шага зацепления. На фиг. 2 профиль зуба 3 имеет модификацию 4 ножки зуба, равную 0,3 mn, с максимальной нормальной глубиной модификации


где mn модуль в нормальном сечении,









так как


(0,09m2n-0,6mn







где mn модуль в нормальном сечении,


Формула изобретения

где fш размер, зависящий от класса шероховатости;
ff допуск на погрешность профиля;
fрb отклонение шага зацепления. 2. Производящий исходный контур с протуберанцем или скосом для изготовления зубьев одного из колес зубчатой передачи с профильной модификацией зуба, отличающийся тем, что модифицированный участок производящего исходного контура выполнен по дуге окружности радиуса r, выбранного равным
0,09m2n - 0,6mn







где mn модуль в нормальном сечении;


РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5