Способ определения параметров электролиза
Использование: для проведения лабораторных работ при изучении электролиза. Сущность изобретения: катод изготавливают в виде цилиндра из материала, аналогичного осаждающемуся, приводят его во вращательное движение относительно продольной оси, измеряют электрическое сопротивление катода до и после прохождения тока через электролит и вычисляют прирост массы катода по формуле. 3 ил., 1 табл.
Изобретение относится к учебным приборам по физике, предназначенным для проведения лабораторных работ, и может быть использовано в вузах и средних школах в ходе изучения явления электролиза в курсе электричества.
Известен способ определения параметров электролиза, включающий измерение массы катода до и после пропускания через электролит электрического тока [1] Недостаток способа низкая точность при малых массах катода. Известен также способ определения параметров электролиза, при котором катод выполняют из материала, аналогичного осаждающемуся на нем, измеряют параметры катода до и после прохождения электрического тока через электролиты и вычисляют прирост массы катода. Недостатком данного способа является ограниченная точность измерений при малых значениях массы катода. Техническим результатом изобретения является повышение точности измерений при малых значениях массы катода. Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе определения параметров электролиза катод изготавливают в виде цилиндра, приводят его во вращательное движение относительно продольной оси и измеряют электрическое сопротивление катода до и после прохождения тока через электролит, при этом прирост массы вычисляют по формуле








Массу m вещества, выделившегося на катоде, вычисляют, исходя из зависимости его от площади поперечного сечения катода (при неизменной длине катода)
m =


где


Таким образом, прирост массы вещества, происходящий в ходе электролиза на катоде 1, можно найти путем измерения сопротивления катода до и после электролиза при помощи моста 5. В формуле (4) пренебрегли сопротивлением соединительных проводов. Если учесть, что их вклад в измеряемое мостом 5 сопротивление одинаков в обоих случаях, то формулу (4) нужно записать в следующем виде:

где R0 сопротивление соединительных проводов. В ходе постановки эксперимента по предложенному способу выяснилось, что поверхность катода без его вращения получается шероховатой, что вызывает значительный разброс значений его электрического сопротивления. Поэтому в окончательной схеме реализации предлагаемого способа катод приводится во вращательное движение электродвигателем 6 (фиг. 2), имеющим частоту 60 об/мин. Электрохимический эквивалент K вещества, выделяющегося на катоде, определяют по известной формуле
K m/(It), (6)
где I сила тока, протекающего через электролит, измеряемый амперметром 7;
t время его протекания, измеряемое секундомером (не показан). По вычисленному значению K определяют величину числа Фарадея F по формуле
F M/(KZ), (7)
где M молярная масса вещества катода (для меди составляет 63,54 г/моль);
Z его валентность (для Z 2). Заряд одновалентного иона (элементарный заряд) находим по формуле
e F/N, (8)
где N 6,026





Расхождение между экспериментально полученным средним значением из пяти опытов (0,350 мг/Кл) и табличным значением (0,330 мг/Кл) составило 6,2%
Дополнительного снижения погрешности можно добиться графическим способом обработки результатов. На фиг. 3 показан график зависимости массы выделяющегося вещества m от прошедшего через электролит заряда. Вычисленное из графика значение электрохимического эквивалента составило 0,341 мг/Кл. Сравнение этого значения с табличным показывает еще меньшее расхождение их между собой (3,2%). Таким образом, предлагаемый способ вполне может быть использован для вычисления таких параметров как электрохимический эквивалент, число Фарадея, заряд одновалентного иона (элементарный заряд).
Формула изобретения

где


l длина катода;
R1 и R2 электрическое сопротивление катода соответственно до и после прохождения тока через электролит.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Похожие патенты:
Наглядное пособие по физике // 2084965
Изобретение относится к приборам для обучения и может быть использовано в учебном процессе для изучения свойств линейных антенн
Изобретение относится к приборам для обучения и может быть использовано в учебном процессе для изучения антенн с плоским раскрывом
Способ демонстрации электрического поля // 2079895
Учебный стенд по электронике // 2067779
Изобретение относится к области обучающих устройств и может быть использовано для закрепления практических навыков работы с электрическими схемами
Изобретение относится к учебным приборам по физике и может быть использовано при проведении лабораторных работ
Изобретение относится к средствам обучения и может использоваться в качестве дидактического материала при индивидуальном и групповом обучении сборке электрических цепей
Учебный прибор по физике // 2130203
Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов
Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано на лабораторных занятиях в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов
Учебный прибор по физике // 2133505
Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов
Устройство для определения циркуляции вектора напряженности электрического и магнитного поля // 2137209
Изобретение относится к учебным приборам по физике и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных учебных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов
Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных учебных заведениях по курсу физики и электротехники для изучения и углубления знаний физических законов и явлений
Изобретение относится к средствам обучения учащихся в учебных заведениях различного уровня на уроках физики, а именно к средствам проведения лабораторных работ по разделу "Электродинамика" школьного курса физики