Учебный прибор для демонстрации свойств антенн с плоским раскрывом
Изобретение может быть использовано в учебном процессе при излучении свойств антенн с плоским раскрывом. Изобретение позволяет оперативно моделировать непрерывные антенны и демонстрировать влияние формы, размера раскрыва и его затенения на диаграмму направленности антенны, ее поляризационных характеристик. Учебный прибор состоит из излучателя в виде последовательно размещенных на основании высокочастотного генератора, прямоугольного рупора, электромагнитной линзы, устройства смены масок, сменных масок, поворотной стойки 7 и анализатора, состоящего из приемного рупора, детектора, индикатора и держателя приемного рупора. Каждая сменная маска представляет собой металлическую пластину с отверстием, форма и размер которого соответствует форме и размеру раскрыва моделируемой антенны. Для моделирования затенения части раскрыва антенны в пределах отверстия маски размещен металлический элемент, форма которого соответствует форме проекции затеняющих элементов конструкции на раскрыв антенны. За отверстием маски при необходимости моделирования поляризационных характеристик устанавливается система параллельных металлических перегородок. Установка излучателя на поворотной стойке, анализатора на держателе, допускающем вращение анализатора, и использование устройства смены масок позволяют моделировать непрерывные антенны с плоским раскрывом и излучать их свойства. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к приборам для обучения и может быть использовано в учебном процессе для изучения антенн с плоским раскрывом.
Известны устройства для изучения волноводных процессов в электромагнитном поле. Таковы учебные приборы по электромагнетизму (а.с. N 739630, БИ 21,1980, а. с. N 1008769, БИ 12,1983, а.с. N 1008771, БИ 12,1983 и другие). Лабораторные установки, решающие задачи демонстрации в электродинамике, описаны в руководствах: Шахмаев Н.М. и др. "Демонстрационные опыты по электродинамике": М. Просвещение, 1973, а также книгах "Лекционные демонстрации по физике" п/ред. В. И. Иверовича. -М. Наука, 1972, В.В.Юдкевич и др. "Технические средства обучения и типовое учебно-лабораторное оборудование". -М. Высшая школа, 1974. Общий недостаток указанных устройств при использовании их для изучения антенн состоит в невозможности моделирования ряда свойств и излучения зависимостей теории антенн, например, влияния формы, размера раскрыва антенны и его затенения на диаграмму направленности. Известны устройства для моделирования антенн в оптическом диапазоне волн (например А.З.Фрадин, Е.В.Рыжков "Измерение параметров антенно-фидерных устройств" -М: Связь, 1972, с. 282). Указанные устройства обладают рядом недостатков при использовании их в качестве учебных: во-первых, в них осуществляется моделирование свойств антенн в оптическом диапазоне, вследствие чего теряется наглядность, т. к. отсутствует демонстрация эффектов в действительном масштабе, а именно в радиодиапазоне; во-вторых, в них осуществляется регистрация на фотоматериалы, что приводит к резкому снижению оперативности демонстрации и снижает ценность прибора как учебного; в-третьих, осуществление моделирования в оптическом диапазоне сложно и требует прецезионной точности изготовления элементов-транспарантов, что также является препятствием для применения этого прибора как учебного. Наиболее близким по технической сущности является учебный прибор по а.с. N 1008769, кл. G 09 B 23/22, БИ 12, 1983, состоящий из излучателя в виде последовательно размещенных на основании сверхвысокочастотного генератора, прямоугольного волновода, пирамидального рупора, электромагнитной линзы, оптического элемента (маски) в виде пакета скрученных прямоугольных волноводов и анализатора в виде пирамидального рупора, прямоугольного волновода, детектора и индикатора. Указанный учебный прибор по оптике предназначен для моделирования в сверхвысокочастотном диапазоне электромагнитных волн действия оптически активного вещества на поляризацию проходящего через него светового излучения. Это достигается применением оптического элемента в виде пакета скрученных волноводов, осуществляющего поворот плоскости поляризации волны, падающей из рупора излучателя. Указанный учебный прибор может быть использован как демонстрационный и для излучения свойств антенн. Однако ряд его недостатков существенно ограничивают эту возможность: прибор не позволяет моделировать и излучать влияние формы и размера раскрыва, а также его затенения на диаграмму направленности антенны; прибор не обеспечивает возможность измерения поляризационных характеристик антенны. При создании изобретения решалась техническая задача обеспечения наглядности и оперативности исследования влияния формы, размера раскрыва антенны и его затенения, а также поляризационных характеристик на диаграмму направленности антенны в радиодиапазоне. Задача решена тем, что в учебном приборе для демонстрации свойств линейных антенн, содержащем излучатель в виде последовательно размещенных на основании сверхвысокочастотного генератора, прямоугольного волновода, пирамидального рупора, электромагнитной линзы, маски, установленной в раскрыве линзы, и анализатор в виде пирамидального рупора, прямоугольного волновода, детектора и индикатора, излучатель установлен на поворотной стойке, снабженной отсчетной шкалой угла поворота, на внешнем фланце пирамидального рупора излучателя установлено устройство смены масок, имеющее N прямоугольных отверстий, в которые установлены маски, каждая из которых выполнена в виде металлической пластины с отверстием, форма и размер которого соответствует форме и размерам раскрыва n-ой моделируемой антенны. Отверстия могут иметь круглую, прямоугольную или другую форму. Для моделирования затенения части раскрыва антенны облучателем и/или другими элементами конструкции в пределах отверстия маски размещен металлический элемент, форма которого соответствует форме проекции затеняющих элементов на раскрыв антенны. Для моделирования поляризационных характеристик антенн с плоским раскрывом анализатор прибора установлен на держателе, допускающем вращение анализатора вокруг оси, направленной на излучатель, кроме того перед отверстиями масок, перпендикулярно их плоскости, под углом 45o к сторонам раскрыва излучателя, параллельно друг другу на расстоянии d, лежащем в пределах








Формула изобретения
1. Учебный прибор для демонстрации свойств антенн с плоским раскрывом, содержащий излучатель в виде последовательно размещенных на основании СВЧ - генератора, прямоугольного волновода, пирамидального рупора, электромагнитной линзы и маски, установленной в раскрыве этой линзы, и анализатор в виде пирамидального рупора, прямоугольного волновода, детектора и индикатора, отличающийся тем, что излучатель установлен на поворотной стойке, снабженной отсчетной шкалой угла его поворота, пирамидальный рупор излучателя снабжен внешним фланцем, введено устройство для смены масок, которое установлено на внешнем фланце и имеет N отверстий, в которые установлены N масок, каждая из которых представляет собой отверстие, выполненное в металлической пластине, в пределах которого размещен металлический элемент, форма которого соответствует проекции затеняющих элементов на раскрыв моделируемой n-й маской антенны, а форма и размеры отверстия соответствуют форме и размерам раскрыва этой антенны. 2. Прибор по п.1, отличающийся тем, что анализатор установлен на держателе с возможностью вращения вокруг оси, направленной на излучатель, а перед маской перпендикулярно ее плоскости под углом 45o к сторонам раскрыва пирамидального рупора излучателя установлены прямоугольные металлические перегородки, расположенные одна от другой на расстоянии d, лежащем в пределах



РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3