Учебный стенд по электронике
Сущность изобретения: устройство содержит: 1 источник входных сигналов (1), 1 блок питания (2), 1 блок органов управления (3), 1 устройство коммуникации (4), блоки электрических схем (5), сменные накладные панели (6), 1 панель (7), контрольный гнезда (8), гнезда (9), 1 блок развертывания временной оси отображаемых сигналов (10), 1 блок защиты моделируемых узлов электрических схем от короткого замыкания (11), резисторы (12), 1 источник напряжения задания (13), 1 многоканальный осциллограф (14). 1-4-(5,6)-11-7-10-14, 7-14, 13-10, (2,3)-4. 2 ил.
Изобретение относится к области обучающих устройств и может быть использовано для закрепления практических навыков работы с электрическими схемами.
Известны учебные стенды для проведения лабораторных работ фронтальным методом, который является наиболее рациональным и заключается в параллельном выполнении обучаемыми одинаковых лабораторных работ [1, 2] При исследовании электрических схем моделируемых функциональных узлов на учебных лабораторных стендах предпочтительно использование в качестве измерительного прибора многоканального осциллографа, так как отображение на его экране одновременно нескольких временных диаграмм создает наглядность и облегчает понимание электрических процессов в исследуемых электрических схемах. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату можно считать учебный стенд по электронике [2] Известное устройство содержит источник входных сигналов, блок питания и блок органов управления, соединенные через устройство коммутации со входами исследуемых электрических схем, включающих представленные в виде накладных панелей моделируемые функциональные узлы электрических схем, и панель с контрольными гнездами. Одним из недостатков известного устройства является низкая надежность, обусловленная возможностью выхода из строя электрических схем моделируемых функциональных узлов при ошибках в подключении измерительных приборов, особенно осциллографа. Это обусловлено тем, что по условиям эксплуатации корпуса стенда и осциллографа заземляются и при ошибочном подключении кабеля осциллографа заземленным штекером на выход исследуемого моделируемого узла возможно образование короткозамкнутого контура. Кроме того, в известном устройстве в процессе работы на стенде отвлекается внимание обучающегося на переключение осциллографа для определения оси времени отражаемых сигналов. При этом не обеспечивается одновременное представление на экране осциллографа формы и временной оси исследуемых сигналов. Это сужает дидактические возможности стенда, затрудняет обработку и анализ полученных осциллограмм, а также усложняет работу со стендом и увеличивает время проведения измерений. Снижаются преимущества фронтального метода проведения исследований на стенде с помощью многоканального осциллографа. Для устранения указанных недостатков усовершенствуется известный учебный стенд по электронике, содержащий источник входных сигналов, блок питания и блок органов управления, соединенные через устройство коммутации со входами блоков электрических схем, включающих представленные в виде накладных панелей моделируемые узлы электрических схем, и панель с контрольными гнездами. Отличие предлагаемого учебного стенда от известного состоит в том, он снабжен блоком защиты моделируемых узлов электрических схем от короткого замыкания и последовательно включенными блоком развертывания временной оси отображаемых сигналов и многоканальным осциллографом, выход развертки которого соединен с управляющим входом блока развертывания временной оси, отображаемых сигналов, при этом выходы молекулярных узлов электрических схем через последовательно включенные блок защиты моделируемых узлов электрических схем от короткого замыкания и контрольные гнезда панели связаны с информационными входами блока развертывания временной оси отображаемых сигналов. Блок защиты моделируемых узлов электрических схем от короткого замыкания выполнен на резисторах, выводы которых являются входами и выходами блока защиты моделируемых узлов электрических схем. Блок развертывания временной оси отображенных сигналов имеет ключи и компаратор, соединенный выходом с управляющими входами ключей, выходы которых являются выходами блока развертывания временной оси отображаемых сигналов, информационными входами которого являются вторые входы ключей, а управляющими входами входы компаратора. Блок защиты моделируемых узлов электрических схем устраняет возможность коротких замыканий в последних при ошибках и проведении измерений с помощью осциллографа. Наличие в стенде блока развертывания временной оси отображаемых сигналов обеспечивает возможность совместного отображения на экране осциллографа участков временной оси и исследуемых сигналов, что расширяет дидактические возможности стенда, упрощает работу с ним и сокращает время проведения работ. На фиг. 1 представлена структура учебного стенда, на фиг. 2 временные диаграммы, иллюстрирующие работу блока развертывания временной оси отображаемых сигналов. Учебный стенд по электронике содержит источник 1 входных сигналов, блок 2 питания, блок 3 органов управления, устройство 4 коммутации, блоки 5 электрических схем, включающих моделируемые функциональные узлы, которые представлены в виде сменных накладных панелей 6, панель 7 с контрольными гнездами 8 и гнездами 9, блок 10 развертывания временной оси отображаемых сигналов, блок 11 защиты моделируемых узлов электрических схем от короткого замыкания, источник 13 напряжения задания. В качестве измерительного прибора используется многоканальный осциллограф 14. Источник 1 входных сигналов предназначен для формирования электрических сигналов с регулируемыми параметрами. Блок 3 органов управления представляет собой набор потенциометров и предназначен для задания режимов работы исследуемых электрических схем функциональных узлов. Устройство 4 коммутации содержит кнопочные переключатели и предназначено для подключения блока питания 2, источника 1 входных сигналов и блока 3 органов управления к соответствующему блоку 5, включающему электрические схемы функциональных узлов, которые исследуются в заданной лабораторной работе. Блоки 5 электрических схем содержат аналоговые и импульсные схемы функциональных узлов, которые сгруппированы и объединены в отдельные лабораторные работы, выполняемые фронтальным методом. Каждая накладная панель 6 содержит условное изображение электрических схем моделируемых функциональных узлов для одной лабораторной работы. На фиг. 1 в качестве примера электрической схемы моделируемого функционального узла представлена схема генератора треугольного напряжения, состоящая из операционных усилителей 15 и 16, резисторов 17 19 и конденсатора 20. Панель 7 представляет собой набор контрольных гнезд 8, к которым подключены исследуемые выходы электрических схем функциональных узлов через резисторы 12 блока 11 защиты, и гнезд 9, к которым подсоединены информационные входы блока 10 развертывания временной оси отображения сигналов. На фиг. 1 панель 7 условно изображена в виде двух частей. Блок 10 развертывания временной оси отображаемых сигналов содержит ключи 21 23, управляющие входы которых соединены с выходом компаратора 24, входы которого являются управляющими входами блока 10. При этом один вход компаратора 24 связан с источником 13 напряжения задания, а другой вход подключен к выходу 25 развертки осциллографа 14. Другие входы ключей 21 23 блока 10 развертывания временной оси отображаемых сигналов являются информационными входами последнего и подсоединены к гнездам 9 панели 7, которые, например, с помощью внешних проводников 26 связаны с гнездами 8 панели 7. Выходы моделируемых узлов электрических схем 5 через последовательно включенные блок защиты 11 моделируемых узлов электрических схем от короткого замыкания и контрольные гнезда 8, 9 связаны с информационными входами блока 10 развертывания временной оси отображаемых сигналов и далее с сигнальными входами осциллографа 14. Блок 11 защиты моделируемых узлов электрических схем от короткого замыкания выполняется на резисторах 12 сопротивлением, например несколько килоом. Осциллограф 14 имеет большое входное сопротивление, поэтому наличие в последовательной цепи измерений выходных параметров моделируемых узлов электрических схем резисторов 12 блока 11 защиты практически не оказывает влияния на результаты измерений. В устройстве предусмотрено также внешнее соединение корпуса осциллографа 14 с большим гнездом 27 панели 7 стенда. На диаграммах напряжений (фиг. 2) введены следующие обозначения: Uр напряжение развертки; Uз напряжение задания; Uк напряжение на выходе компаратора; U15, U16 осциллограммы контролируемых напряжений на выходах операционных усилителей 15 и 16; to, t2 моменты начала и конца прямого хода развертки; t1 момент срабатывания компаратора при Uр


Изменяя напряжение задания Uз, можно по желанию увеличивать или уменьшать участки



Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2
Похожие патенты:
Изобретение относится к учебным приборам по физике и может быть использовано при проведении лабораторных работ
Способ моделирования разряда молнии // 2057370
Изобретение относится к испытательной технике, в частности к способам моделирования разряда молнии, и может быть применено для экспериментальной оценки молниестойкости различных объектов (летательных аппаратов, наземных транспортных средств, фортификационных сооружений, высоковольтных ЛЭП и т.д
Учебная модель трансформатора // 2051424
Изобретение относится к средствам создания статических электрических зарядов и может быть использовано в учебных опытах, а также в устройствах для нейтрализации поверхностных электрических зарядов и различного рода запальных устройствах
Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано для демонстрации накопления энергии магнитного поля индуктивностью
Изобретение относится к устройствам для проведения лабораторных работ по электротехнике
Устройство для изучения явления магнетизма // 2019872
Изобретение относится к демонстрационным приборам по магнетизму и позволяет демонстрировать наличие особых точек в структуре магнитного поля постоянного кругового кольцевого магнита с осевой намагниченностью
Изобретение относится к средствам обучения и может использоваться в качестве дидактического материала при индивидуальном и групповом обучении сборке электрических цепей
Учебный прибор по физике // 2130203
Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов
Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано на лабораторных занятиях в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов
Учебный прибор по физике // 2133505
Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов
Устройство для определения циркуляции вектора напряженности электрического и магнитного поля // 2137209
Изобретение относится к учебным приборам по физике и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных учебных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов
Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных учебных заведениях по курсу физики и электротехники для изучения и углубления знаний физических законов и явлений
Изобретение относится к средствам обучения учащихся в учебных заведениях различного уровня на уроках физики, а именно к средствам проведения лабораторных работ по разделу "Электродинамика" школьного курса физики