Учебный прибор по физике
Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов. Технический результат изобретения заключается в расширении функциональных возможностей. Прибор содержит общий ключ, амперметр и измерительную катушку, а также n катушек и ключей, включенных последовательно между собой и параллельно источнику тока через последовательно соединенный общий ключ и амперметр. Кроме того, он снабжен последовательно включенными усилителем постоянного тока, пиковым детектором и регистратором напряжения, а магнитно связанная с n катушками индуктивности измерительная катушка подключена к входу усилителя постоянного тока. 5 ил.
Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных учебных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов.
Известно устройство для демонстрации свойств магнитного поля (RU, патент N 2003180, G 09 B 23/18). Оно позволяет исследовать изменение магнитного поля с получением количественных характеристик, демонстрирует также практическое применение магнитного поля. Однако оно не позволяет продемонстрировать закон Био-Саваре-Лапласа и магнитные свойства проводника конечной длины с током. Известно также устройство для демонстрации накопления энергии магнитного поля индуктивностью (RU, патент N 2037884, 19.06.95, Бюл.17). В нем применяется баллистический метод измерения напряженности магнитного поля. Недостаток этого метода в том, что очень мало время регистрации измеряемой величины, поэтому приходиться несколько раз повторять одно и тоже измерение. Это устройство не позволяет также продемонстрировать закон Био-Савара-Лапласа и исследовать магнитные свойства проводника конечной длины с током. Наиболее близким к предлагаемому является устройство для демонстрации суперпозиции магнитных полей (П.А.Рымкевич. Курс физики. - М.: Высшая школа, 1975, с.232, рис.144). Оно содержит три замкнутых контура, которые включают катушку индуктивности, ключ и источник тока. Это устройство позволяет демонстрировать только принцип суперпозиции магнитных полей. Однако такое устройство, с таким расположением и включением катушек индуктивности не позволяет продемонстрировать закон Био-Савара-Лапласа и магнитные свойства проводника конечной длины с током. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей известного прибора по физике. Эта цель достигается тем, что в существующем приборе оставлен только один источник тока, а n цепей, содержащих катушку индуктивности и ключи включены последовательно между собой и параллельно источнику тока, образуя столбец катушек индуктивностей. В предлагаемый прибор по физике введены общий ключ, амперметр, измерительная катушка, последовательно соединенные усилитель постоянного тока, пиковый детектор и регистратор напряжения. При этом первые выводы всех n катушек индуктивности, расположенных в виде столбца, соединены через амперметр и общий ключ с минусовой клеммой оставленного источника тока. Вторые выводы катушек индуктивности через свои ключи соединены с плюсовой клеммой источника тока. Магнитно связанная с n катушками индуктивности измерительная катушка расположена с ними в одной плоскости и подключена к входу усилителя постоянного тока. Предлагаемый прибор по физике позволяет наряду с демонстрацией принципа суперпозиции магнитных полей демонстрировать также закон Био-Савара-Лапласа и снимать необходимые зависимости напряженности магнитного поля в проводнике ограниченной длины. На фиг.1 - 3 представлены рисунки, поясняющие принцип работы предлагаемого прибора по физике. На фиг.4 представлена схема прототипа. На фиг.5 изображена схема предлагаемого учебного прибора. Учебный прибор по физике (фиг. 5) содержит: 1 - источник постоянного тока; 2 - амперметр; 3.4 - 3.n - ключи; 4 - регистратор напряжения; 5 - измерительная катушка; 6 - общий ключ; 7.1 - 7.n - катушки индуктивности; 8 - усилитель постоянного тока; 9 - пиковый детектор. Рассмотрим прямолинейный проводник длиной l с постоянным током I (фиг. 1). Элементарная напряженность магнитного поля dH, создаваемая произвольным элементом тока Idl в некоторой точке A, определяется законом Био-Савара-Лапласа















S - площадь кругового витка с током Ib. Учитывая, что


Предположим, что ток Ib, протекающий по круговому витку, создает в точке A (фиг. 2) такую же напряженность магнитного поля, как и ток I, протекающий через отрезок




где

коэффициент, величина которого линейно зависит от R (фиг.2). Проводник с током I можно заменить набором из n круговых витков с током Ib. На фиг.3 показан переход от проводника с током I, содержащего n одинаковых отрезков конечной длины




Таким образом, столбец из n круговых витков (фиг.3), по которому протекает ток Ib, можно рассматривать как модель прямолинейного проводника с током I. Эта модель отображает магнитные свойства проводника с током только в одной плоскости, именно в той, в которой расположены плоскости круговых витков. На этой модели можно создать ток только в i-м отрезке









где


S - площадь поперечного сечения измерительной катушки 5. Из этого выражения находим

При замыкании цепи любой катушки индуктивности 7.i в обмотке измерительной катушки 5 будет индуцироваться положительная ЭДС, мгновенное значение которой определяется законом Фарадея:

где



подается на вход пикового детектора 9. В цепи конденсатора C пикового детектора 9 протекает ток

где R - результирующее сопротивление в цепи заряда конденсатора C. За время изменения магнитного потока t на конденсаторе C накапливается заряд

Постоянная цепи заряда конденсатора C значительно меньше длительности импульса тока I, при этом конденсатор C зарядится до напряжения

Отсюда находим значение


Так как вместо одного кругового витка в модель проводника с током применяем катушки индуктивности, содержащие N витков, поэтому напряженность магнитного поля в исследуемой точке увеличится в N раз. Это следует учесть в окончательной расчетной формуле, тогда выражение (10) запишется так

где

1. Установить измерительную катушку 5 на расстоянии R от столбца катушек индуктивности 7.1 - 7.n (модели проводника конечных размеров). 2. Установить на амперметре 2 ток в модели проводника Ib. Значение Ib, соответствующее расстоянию R и моделируемому току I, вычисляем по формуле (5). 3. Включить первый ключ 3.1, при этом все остальные ключи должны быть выключены. 4. Включить ключ K пикового детектора 9, при этом на регистраторе напряжения 4 установится нулевое напряжение. 5. Включить общий ключ 6, снять значение напряжения с регистратора напряжения 4. 6. Вычислить значение элементарной напряженности




9. Включить все ключи 3.1 - 3.n. При этом включаются все элементы тока модулируемого проводника, т.е. весь проводник конечной длины. 10. Включить общий ключ 6 и снять показания с регистратора напряжения 4. 11. Вычислить значение напряженности магнитного поля, создаваемой всеми элементами тока по формуле (11). 12. Сравнить полученный результат H с вычисленным значением Hp в пункте 8. Экспериментальная проверка закона Био-Савара-Лапласа (2) и принципа суперпозиции магнитных полей (7) показала, что расчетные и измеренные величины имеют относительную погрешность не более 5%. Технико-экономическая эффективность предлагаемого учебного прибора по физике заключается в том, что расширяется диапазон использования учебного прибора, что обеспечивает повышение качества усвоения основных законов физики студентами. Предлагаемое устройство реализовано на кафедре физики и используется в учебном процессе на лабораторных работах по электромагнетизму.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5