Способ приработки двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления
Использование: двигателестроение, в частности приработка двигателей внутреннего сгорания при их изготовлении. Сущность изобретения: способ приработки двигателя внутреннего сгорания заключается в том, что двигатель подвергают холодной обработке и на холостом ходу, а затем устанавливают орган топливоподачи в положение 80% от максимального и после разгона двигателя до частоты вращения, соответствующей максимальному крутящему моменту, производят нагружение таким образом, чтобы компенсировать приращение частоты вращению вала двигателя относительно заданного (nМmax), вызванного приработкой сопряжений двигателя. Устройство, реализующее предложенный способ, содержит прирабатываемый двигатель и нагрузочное устройство, состоящее из асинхронного электродвигателя, соединенного с двигателем, и жидкостный реостат, с которым связан исполнительный механизм по нагрузке, датчик частоты вращения, установленный на валу между ДВС и асинхронным электродвигателем, блоки сравнения по частоте вращения и току, первый входом связан с датчиком частоты вращения, а выходом - с исполнительным механизмом по нагрузке, второй входом соединен с асинхронным электродвигателем, а выходами - с жидкостным реостатом и исполнительным механизмом по частоте вращения. 2 с.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может быть использовано для приработки двигателей внутреннего сгорания (ДВС) при их изготовлении.
Известен способ приработки ДВС /1/, заключающийся в том, что запускают двигатель, затем изменяют частоту вращения и момент нагрузки вала двигателя по линейному закону до достижения их номинальных значений, весь процесс приработки разбивают на равные по времени отрезки, в каждом из которых частоту вращения и нагрузочный момент изменяют по линейному закону во времени таким образом, что в целом процесс приработки двигателя выполняется по закону, описываемому кусочно-линейной функцией, причем на каждом отрезке времени параметры температуры поверхностей трущихся сопряжений и толщина масляного слоя приближаются к предельно допустимым значениям. Однако известный способ приработки имеет следующие недостатки: для осуществления способа предварительно необходимо проводить эксперимент для определения коэффициентов кусочно-линейной функции; требуется точное соблюдение режима приработки, в противном случае значительно увеличивается время приработки из-за наступления жидкостного трения или наступает разрушение поверхностей трения при трении без смазки; требуется сложное оборудование, которое содержит программный модуль, изготовленный на основе логических элементов. Известно устройство для реализации вышеописанного способа, которое содержит нагрузочное устройство, подключенное к испытуемому двигателю, датчики частоты вращения и нагрузочного момента, вычитающие элементы, исполнительные механизмы по частоте вращения и нагрузке двигателя, блок управления, выполненный в виде программного модуля. Данное устройство требует точной настройки программного модуля осуществления способа приработки ДВС. Изобретение направлено на повышение эффективности приработки путем сокращения продолжительности и повышения качества процесса. Решение поставленной задачи достигается тем, что двигатель подвергают холодной приработке, приработке на холостом ходу, а затем устанавливают орган топливоподачи в положение 80% от максимального и после разгона двигателя до частоты вращения, соответствующей максимальному крутящему моменту, производят нагружение таким образом, чтобы компенсировать приращение частоты вращения вала двигателя относительно заданного (nМmax), вызванного приработкой сопряжения двигателя. Способ отличается от прототипа тем, что двигатель подвергают холодной приработке, приработке на холостом ходу, а затем проводят приработку под нагрузкой в режиме граничного трения, поддерживая частоту вращения максимального крутящего момента, изменяя нагрузку на валу в зависимости от степени приработки трущихся поверхностей. Устройство отличается от прототипа тем, что в нем отсутствуют программный модуль, датчик нагрузки и вычитающий элементы, в конструкцию дополнительно введены блоки сравнения по частоте вращения и силе тока в цепи нагрузки. На фиг. 1 представлена зависимость изменения Mкр (крутящего момента) и n (частоты вращения) в ходе приработки ДВС, на фиг. 2 - функциональная схема устройства для приработки ДВС в условиях граничного трения. Сущность предлагаемого способа приработки заключается в автоматическом поддерживании режима приработки при граничном трении. Способ осуществляется следующим образом. Двигатель подвергают холодной приработке и на холостом ходу с целью подготовки трущихся поверхностей для восприятия значительных нагрузок, и для их прогрева. Затем подают питание на схему устройства для реализации способа приработки и открывают дроссельную заслонку на 80% так как в конце приработки ДВС должен нагружаться не более чем на 80% Изменение частоты вращения коленчатого вала и крутящего момента по мере приработки будет происходить согласно зависимости (фиг. 1). После разгона двигателя до nМmax исполнительный механизм устройства по нагрузке будет увеличивать нагрузку на коленчатом валу ДВС до тех пор, пока не установится nМmax (частота вращения максимального крутящего момента). Приработка при частоте вращения nмmax будет проходить в условиях граничного трения, так как при этой частоте вращения на детали цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма действуют максимальные газовые и значительные инерционные нагрузки. Приработка трущихся поверхностей вызовет уменьшение потерь на трение и неплотностей в цилиндро-поршневой группе. Это будет сопровождаться увеличением частоты вращения коленчатого вала при фиксированном положении дроссельной заслонки. Рост частоты вращения вызовет увеличение масляного слоя и соответственно будет уменьшать интенсивность приработки. Значение толщины масляного слоя будет изменяться по следующим зависимостям:






Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2