Разъемный саморегулирующийся подшипниковый узел скольжения
Использование: подшипниковые узлы и опоры. Сущность изобретения: на разъемных корпусе и крышке закреплены нижний и верхний вкладыши из антифрикционного материала. Между вкладышами размещена цапфа вала. Между цапфой вала и нижним вкладышем установлена с возможностью продольного перемещения двухслойная гибкая лента. Верхний слой ленты выполнен антифрикционным и размещен с контактом с цапфой вала, а нижний слой выполнен фрикционным и размещен с контактом с нижним вкладышем, При полном износе антифрикционного слоя ленты цапфа вала начинает взаимодействовать с фрикционным слоем и лента начинает скользить по нижнему вкладышу в направлении вращения вала. В контакт с валом входит неизношенная поверхность антифрикционного слоя ленты. Долговечность узла зависит от длины свободного конца ленты. 1 ил. сл
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 С 17/02
ГОСУДАРСТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4900997/27 (22) 08.01.91 (46) 30.07.92, Бюл. N 28 (71) Новочеркасский политехнический институт им, Серго Орджоникидзе (72) Д.Т.Авдеев, Н.В.Бабец, Б,Н.Васильев, И.Н.Редько и С,С,Мусиенко (56) Решетов Д, Н. Детали машин„М.: Машиностроение, 1974, с, 445; (54) РАЗЪЕМНЫЙ САМОРЕГУЛИРУЮЩИЙСЯ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ
СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Использование: подшипниковые узлы и опоры. Сущность изобретения: на разъем ных корпусе и крышке закреплены нижний и верхний вкладыши из антифрикционного
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах машин и механизмов.
Известна опора скольжения, содержащая корпус, цапфу вала и охватывающую ее подшипниковую втулку, и снабженная кольцами, закрепленными на цапфе вала, причем втулка выполнена иэ трех жестко связанных между собой кон центричных слоев, наружный и внутренний слои которой выполнены из антифрикционных материалов, а размещенный между ними слой выполнен из фрикционного материала, при этом внутренний слой выполнен меньшим по длине и размещен симметрично относительно других слоев, а кольца сопряжены с внутренним слоем торцами и установлены с зазором относительно фрикционного слоя.. Ы 1751490 А1 материала, Между вкладышами размещена цапфа вала. Между цапфой вала и нижним вкладышем установлена с возможностью продольного перемещения двухслойная гибкая лента, Верхний слой ленты выполнен антифрикционным и размещен с контактом с цапфой вала, а нижний слой выполнен фрикционным и размещен с контактом с нижним вкладышем, При полном износе антифрикционного слоя ленты цапфа вала начинает взаимодействовать с фрикционным слоем и лента начинает скользить по нижнему вкладышу в направлении вращения вала, В контакт с валом входит неизношенная поверхность антифрикционного слоя ленты, Долговечность узйа зависит от длины свободного конца ленты, 1 ил.
Недостатком данной конструкции является ограниченная возможность компенсации зазора эа счет проворачивания втулки, Наиболее близким к предлагаемому является разъемный подшипник скольжения, состоящий иэ корпуса, крышки, верхнего и нижнего вкладышей из антифрикционного самосмазывающего материала, установлен.ных на цапфе вала, Недостатком данной конструкции является то, что по мере износа вкладышей увеличивается зазор между цапфой вала и вкладышами, а это приводит к появлению ударных нагрузок к потере точности сопряжения и снижению срока службы подшипника.
Целью изобретения является увеличение долговечности подшипника.
Указанная цель достигается тем, что разъемный саморегулирующийся подшипниковый узел скольжения состоит из корпу.1751490 са с крышкой, закрепленные в них соответственно нижний и верхний вкладыши из антифрикционного материала и размещенную между последними цапфу вала, причем между цапфой вала и нижним вкладышем 5 установлена с возможностью продольного перемещения двухслойная гибкая лента, верхний слой которой выполнен антифрикционным, а нижний — фрикционным, причем верхний слой размещен с контактом с цап- 10 фой вала, а нижний слой — с контактом с нижним вкладышем.
На чертеже представлен разъемный саморегулирующийся подшипниковый узел скольжения. 15
Узел скольжения состоит из корпуса 1 с крышкой 2, закрепленных в них соответственно нижний 4 и верхний 3 вкладыши иэ антифрикционного материала и размещенную между последними цапфу вала 5, при- 20 чем между цапфой вала 5 и нижним вкладышем 4 установлена с возможностью продольного перемещения двухслойная гибкая лента 6, верхний слой которой выполнен антифрикционным, а нижний — 25 фрикционным, причем верхний слой размещен с контактом с цапфой вала 5, а нижний слой — с контактом с нижним вкладышем 4.
Разъемный саморегулирующийся подшипниковый узел скольжения работает сле- 30 дующим образом.
При вращении цапфы вала 5 антифрикционный слой на ленте 6 постепенно изнашивается и цапфа вала 5 опускается на величину диаметрального износа, При пол- 35 ном износе антифрикционного слоя ленты 6 цапфа вала 5 входит в контакт с нижним фрикционным слоем ленты 6, в результате чего появляется дополнительная сила трения между цапфой вала 5 и лентой 6, благо- 40 даря чему последняя начинает скользить по нижнему вкладышу 4 в направлении вращения цапфы вала 5, при этом в контакт с цапфой 5 входит неизношенная поверхность антифрикционного слоя ленты 6. Цапфа вала 5 занимает исходное положение, выходит из контакта с нижним фрикционным слоем ленты 6. Далее цикл повторяется.
Долговечность предлагаемого подшипникового узла зависит только от длины свобод= ного конца ленты 6, которая может в свернутом виде находиться в подающем устройстве, Таким образом процесс обновления поверхности трения нагруженной зоны вкладыша происходит автоматически, а колебания зазора при работе подшипникового узла ограничиваются толщиной антифрикционного слоя ленты.
Применение предлагаемого разъемного саморегулирующегося подшипникового узла скольжения позволяет увеличить срок службы подшипникового узла более чем в
10 раз, Формула изобретения
Разъемный саморегулирующийся подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус с крышкой, закрепленные в них соответственно нижний и верхний вкладыши из антифрикционного материала и размещенную между последними цапфу вала, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью увеличения долговечности, между цапфой вала и нижним вкладышем установлена с возможностью продольного перемещения двухслойная гибкая лента, верхний слой которой выполнен антифрикционным, а нижний— фрикционным, причем верхний слой размещен с контактом с цапфой вала, а нижний слой — с контактом с нижним вкладышем.
Составитель Д.Авдеев
Редактор Л.Народная Техред M.Моргентал Корректор Э.Лончакова
Заказ 2679 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101


