Способ дагиса восстановления изношенных шеек валов
Использование: восстановление изношенных шеек валов путем установки дополнительных ремонтных деталей и их фиксации. Сущность изобретения: изношенные шейки валов обрабатывают механически под ремонтные детали, на обработанные поверхности устанавливают составные ремонтные детали, ориентируют их, поджимают, а затем осуществляют сварку стыков и приварку к шейкам с последующей обработкой на заданные размеры. В способе оговорена величина зазора в стыках ремонтных деталей, выбор зоны размещения стыков, даны расчетные зависимости для выбора диаметра шейки под ремонтные детали. Представлены соотношения для выбора толщины ремонтного полукольца "" в зависимости от номинального диаметра шейки и параметров продольного профиля шейки с учетом размеров ремонтных полуколец. 8 з. п. ф-лы, 4 ил.
Способ относится к механосборочному производству к способам восстановления изношенных шеек валов, при которых на изношенные шейки устанавливают дополнительные ремонтные детали и фиксируют их.
В частности, изобретение относится к восстановлению шеек валов, например коленчатых валов поршневых автотракторных двигателей, компрессоров, вакуумных насосов и т. д. когда на изношенные и поврежденные шейки устанавливают и закрепляют ремонтные детали, выполненные в виде закаленных стальных ремонтных полуколец. Изобретение может быть использовано для восстановления шеек валов на ремонтных предприятиях и в ремонтных мастерских. Известен способ-аналог восстановления коленчатых валов. Способ-аналог описан в [1] По способу-аналогу изношенные шейки на всю длину обрабатывают на заданные размеры под ремонтные детали, изготовленные в виде двух стальных полуколец с буртиками. Толщина ремонтных полуколец 7,5 мм. Ось внутренней цилиндрической поверхности смещена на 2,5 мм. Ремонтные полукольца изготовлены из среднеуглеродистых сталей, прошли закалку. В стыках изготовлены фаски, а стыковые зазоры равны 3 мм. Перед сваркой стыки подогревают до температуры 150 200oС, поджимают к шейкам и производят сварку стыков без приварки к шейке за один проход, затем шейки обрабатывают на заданные размеры. Недостатки способа-аналога состоят в следующем. Положение стыков ремонтных полуколец на шейках не регламентировано. Поэтому стыки, представляющие ослабленное место, могут быть размещены на наиболее нагруженных участках, где наблюдается наибольший износ шеек, и это приведет к уменьшению надежности и ресурса шеек. Внутренние размеры ремонтных полуколец выбраны без учета возможности использования при их сборке пружинения для облегчения процесса временной фиксации. Не приведено соотношение для выбора рациональных диаметров шеек в зависимости от параметров ремонтных полуколец, что усложняет применение способа. Не применяют дополнительные галтели для повышения усталостной прочности галтельных переходов и соответственно отсутствуют условия построения продольного профиля шеек с учетом параметров ремонтных полуколец. На внутренних поверхностях ремонтных полуколец не применяют фаски, уменьшающие концентрацию напряжений в торцевых плоскостях, возникающих от натяга при усадке швов в стыках ремонтных полуколец. Не предусмотрены операции заделки пор, пустот и трещин в сварочных швах и не регламентированы направления движения электродов при сварке первого и второго стыков. Поэтому наблюдают разной величины напряжения в торцевых плоскостях. Кроме того, недостатки способа-аналога состоят в том, что ремонтные детали не соединяют сваркой с телом детали и не применяют дополнительную фиксацию их на шейках. В процессе эксплуатации происходит смятие, износ микро- и макронеровностей контактирующих поверхностей и ослабление посадки ремонтных полуколец на шейках, происходит смещение деталей относительно друг друга и отказы по этой причине. Подогрев ремонтных полуколец перед сваркой стыков, хотя и повышает пластичность материала в зонах сварки, но сопровождается увеличением напряжений растяжения в полукольцах и повышением вероятности образования трещин, что можно объяснить следующим образом. Ремонтные полукольца установлены на холодных шейках и поджаты к ним. Микронеровности и неприлегаемость ремонтных полуколец к шейкам затрудняет переход тепла от ремонтных деталей к восстанавливаемым. Поэтому при нагреве ремонтных полуколец открытым газовым пламенем их температура становится больше температуры тела шеек. Поэтому ремонтные полукольца увеличивают свои размеры больше чем тело шейки. Зазоры в стыках ремонтных полуколец дополнительно уменьшаются. В этом состоянии стыки ремонтных полуколец сваривают и образуют сплошное ремонтное кольцо. Затем в процессе охлаждения и выравнивания температур ремонтных деталей и шеек происходит следующее. Часть тепла ремонтных полуколец в процессе охлаждения переходит в восстанавливаемую деталь, ее температура повышается и увеличиваются ее размеры. Одновременно происходит уменьшение температуры ремонтных деталей и уменьшение их размеров. В результате возрастает натяг, происходит дополнительное растяжение ремонтных полуколец и увеличение вероятности разрушения. Следовательно, в способе-аналоге внешний подогрев ремонтных полуколец перед сваркой способствует образованию трещин. Для уменьшения образования трещин необходимо создать равную или более высокую температуру в шейках по сравнению с температурой ремонтных полуколец в период сварки второго стыка. В данном изобретении это требование удовлетворяется. Известны способы-аналоги механической обработки изношенных шеек коленчатых валов под слой материала компенсирующий износ, в которых для увеличения выносливости галтельных переходов изготавливают дополнительные галтели на некотором расстоянии от торцевых поверхностей щек. Эти способы описаны в изобретении [2] Радиусы новых галтелей задают примерно равным половине исходного радиуса. Основной недостаток этого способа состоит в том, что исходная и дополнительная галтели имеют разные радиусы. Поэтому дополнительные галтели не могут быть изготовлены на тех шлифовальных станках, на которых шлифуют шейки на ремонтные размеры. Требуется дополнительное шлифовальное оборудование. Известны способы восстановления деталей [3, 4] которые по своей технической сущности являются наиболее близки к описываемому. Способ-прототип [4] применяется для восстановления чугунных коленчатых валов автомобильных двигателей ЗМЗ-53, который имеет номинальный диаметр шатунных шеек 60 мм, коренных 70 мм. Поэтому способу на изношенные и поврежденные шейки, после их механической обработки, устанавливают ремонтные полукольца, выполненные в виде стальных закаленных полуколец и создают зазор в стыках равный 3 мм. Толщина полукольца после окончательной обработки выбрана 2 мм. После установки, ориентации и поджатия их к шейкам, ремонтные полукольца в стыках сваривают электросваркой между собой, приваривают к шейкам и заполняют зазор расправленным металлом за один проход. При этом происходит резкое охлаждение шва и образование хрупких закалочных структур. В способе-прототипе заданы зазоры в стыках без достаточного обоснования. Поэтому в процессе восстановления наблюдаются случаи, что стыки оказываются не приваренными к шейкам. В этом случае происходит смещение ремонтных полуколец на шейках, перекрытие масляных каналов и отказы. Толщина ремонтных полуколец и зазоры в стыках выбраны без расчетного и опытного обоснования. По этой причине в стыках после сварки появляются трещины. Положение стыков ремонтных полуколец не оговорено. Поэтому стыки ремонтных полуколец, представляющие собой ослабленное место, размещают в зонах наибольшего износа и нагружения. Это уменьшает ресурс и надежность шеек. При обработке шеек под ремонтные полукольца не применяют упрочнение галтельных переходов. Не применяют для установки на шейках ремонтных полуколец, снабженных на внутренней поверхности разгружающими фасками в плоскостях торцов, с целью уменьшения концентрации напряжений от натяга. Не предусмотрены условия выбора элементов продольного профиля шеек с учетом размеров ремонтных полуколец. Отсутствуют операции устранения пор, пустот и трещин в сварочных швах в процессе восстановления, не применяют регулировку напряжений натяга, возникающих в результате усадки сварочных швов между ремонтными полукольцами и шейками. Поэтому в стыках и зонах сварки увеличивается вероятность возникновения трещин. В связи с изложенным целью изобретения является повышение надежности и качества восстановленных валов и упрощение процесса восстановления. Поставленная цель достигается тем, что зазоры в стыках ремонтных полуколец выбирают в пределах 1,6 4,5 толщин заготовок ремонтных полуколец, подготовленных для закрепления на шейках, стыки ремонтных полуколец размещают в зоне наименьшего износа шеек, выбирают границы зоны наименьшего износа по обе стороны от точки наименьшего износа для диаметров шеек свыше 70 мм, ограниченные центральным углом 50o, а для диаметров шеек меньше 70 мм, ограниченные центральным углом 60o, диаметры обработанных внутренних поверхностей ремонтных полуколец выбирают меньше диаметров шеек, подготовленных для их установки в шейки, величину разности диаметров выбирают равной величине, которая без затруднений допускает поджатие ремонтных полуколец вручную к шейкам, выбирают диаметры шеек валов под ремонтные полукольца с учетом размеров ремонтных полуколец по следующему соотношению: d2=d1-2



B A 2x, C A 2S 2x,
R2

где B длина участка шейки, подлежащей обработке по ширине шейки;
A исходная длина шейки по рабочему чертежу;
х расстояние от торцевой поверхности до начала дополнительной галтели на шейки;
S зазор между ремонтным полукольцом и дополнительной галтелью;
C ширина наружной поверхности ремонтного полукольца;
R1 радиус исходной галтели;
R2 радиус дополнительной галтели,
для установки на шейках применяют ремонтные полукольца, на внутренних поверхностях которых в торцевых плоскостях изготовлены фаски, уменьшающие концентрацию напряжения от натяга, применяют заделку пор, пустот, непроваров и трещин в зоне швов в процессе механической обработки шеек с ремонтными полукольцами, дефекты швов заплавляют электросваркой при наличии припусков на шейках для дальнейшей обработки, перед сваркой второго стыка производят охлаждение ремонтных полуколец до заданной температуры, при сварке стыков ремонтных полуколец применяют нанесение отжигающих валиков. Изобретение поясняют следующие чертежи и описания. На фиг. 1 показано продольное сечение восстановленной шейки; на фиг. 2 - ремонтное кольцо, поясняющее его новые конструктивные элементы и параметры; на фиг. 3 конструктивные элементы галтельного перехода, снабженного дополнительной галтелью и графическая зависимость выносливости галтельного перехода в зависимости от величины расстояния от начала дополнительной галтели до торцевой поверхности; на фиг. 4 сечение шейки, поясняющее выбор величины зазоров в стыке, расположение стыков и зоны наименьшего износа. На чертеже и в тексте приняты следующие обозначения:
1 шейка вала;
2 ремонтное полукольцо;
A длина шейки;
В длина обрабатываемой части шейки под ремонтные кольца, т. е. расстояния между началом противоположных дополнительных галтелей;
C ширина наружной поверхности ремонтного полукольца;
X расстояние от начала дополнительной галтели до торцевой поверхности;
S зазор между торцом ремонтного полукольца и началом дополнительной галтели;
R1 радиус исходной галтели;
R2 радиус дополнительной галтели;
R3 радиус сгибающей галтелей R1 и R2;

d2 диаметр шейки, отработанной под ремонтное кольцо;
d1 номинальный (исходный) диаметр шейки;
a зазор в стыках ремонтных полуколец;
h толщина заготовки ремонтного полукольца после обработки внутренней поверхности;
d3 диаметр внутренней обработанной поверхности ремонтного полукольца;
d4 диаметр наружной необработанной поверхности ремонтного полукольца;
a угол разгружающей торцевой фаски;
k ширина разгружающей фаски;
l ширина фаски под углом 45o;
B1 выносливость вала без дополнительной галтели;
B2 наибольшее приращение выносливости галтельного перехода;
З график зависимости приращения выносливости галтельного перехода от расстояния между началом дополнительной галтели и торцовой поверхности вала Х;
Xопт расстояние между началом дополнительной галтели и торцевой поверхностью при наибольшем приращении усталостной прочности галтельных переходов;
4 полость шейки;
5 маслоподводящий канал;
6 обозначение точки наименьшего износа шейки;
7 эпюра износа поверхности шейки;
8 основной сварочный шов в стыках;
9, 10, 11 отжигающие сварочные валики;
b центральный угол, ограничивающий зону наименьшего износа С одной стороны относительно точки 6;
mN дуга поверхности шейки центрального угла 2




для диаметров шеек свыше 60 мм:

Эти соотношения допускают вариацию толщины ремонтных полуколец после окончательной обработки шеек с учетом конкретных диаметров и условий работы шеек в следующих пределах
d1 50 мм

d1 60 мм d 1,6 2,7 мм
d1 70 мм d 1,6 3,3 мм
d1 80 мм d 1,7 3,5 мм
d1 90 мм d 1,8 3,7 мм
d1 100 мм d 1,8 4,0 мм
d1 120 мм d 1,9 4,3 мм
Диаметры шеек, подготовленных для установки ремонтных полуколец, выбирают с учетом изложенного по следующему соотношению:
d2=d1-2

Известно, что величина концентрации напряжений обусловлена формой галтельных переходов ступенчатых валов. Уменьшение напряжения в галтельном переходе путем изменения его формы в процессе восстановления шеек может быть полезным и применимым для тяжелонагруженных коленчатых валов, если длина переходного участка достаточна. Расчеты показывают, что установка ремонтных полуколец на шейках позволяет увеличить длину галтельного перехода и изменить его форму, так как ремонтные полукольца могут быть меньше длины шейки. Они могут иметь ширину, равную зоне трения, и перекрывать часть галтельного перехода. Несмотря на то, что известно много способов увеличения циклической прочности галтельных переходов, способ изменения формы галтельного перехода путем изготовления на переходе дополнительной галтели (фиг. 3) имеет преимущество. Способ прост и может быть осуществлен одновременно в процессе обработки шейки под ремонтные полукольца. Ступенчатые галтельные переходы приводят к уменьшению концентрации напряжений и переходы обладают повышенной выносливостью к переменным нагрузкам. Следует полагать, что изготовление дополнительной галтели тождественно увеличению радиуса галтели или благоприятному изменению ее формы. За такую новую галтель может быть принята огибающая исходной R1 и дополнительная R2 галтели, имеющая радиус R3 (фиг. 3). Чтобы для обработки шеек под ремонтные полукольца можно было использовать оборудование, на котором обрабатывают шейки на ремонтные размеры без дополнительной подготовки и переналадки, радиус дополнительной галтели нами было предложено выбрать равным или близким к радиусу исходной галтели R1


h=

где h толщина заготовки, подготовленная для установки на шейки;
z односторонний припуск на обработку наружной поверхности ремонтного полукольца. Зазоры в стыках выбирают по соотношению:
a (1,6 b 4,5) h
принимаем а 3,5 h 3,5




Вш Aш 2x 52 2

Вк Aк 2x 30 2





После указанных расчетов приступают к восстановлению шеек. Шлифуют шатунные и коренные шейки до диаметров соответственно 56 и 66 мм. Устанавливают коленчатый вал в подставку-кантователь, предназначенный для сборки шеек с ремонтными полукольцами и сварки стыков. Устанавливают ремонтные полукольца на шейки, совмещают отверстия в ремонтных полукольцах с отверстиями 5 (фиг. 4) в шейках и выравнивают зазоры в стыках, а также боковые зазоры. Поджимают ремонтные полукольца к шейкам руками и производят прихватку ремонтных полуколец к шейкам электросваркой в одном стыке и переходят к установке ремонтных полуколец и их временной фиксации прихваткой на других шейках. Поочередно на шейках поджимают ремонтные полукольца при помощи приспособления с заданным усилием и производят сварку ремонтных полуколец в стыке, имеющем прихватку, окончательно. Стыки сваривают между собой и приваривают их к шейкам с применением отжигающих валиков. Переходят к сварке вторых стыков. Между сваркой первого и второго стыков дают выдержку по времени, необходимому для распространения тепла от первого стыка до второго и выравнивания температуры шеек, примерно 6 мин. После выдержки охлаждают прижимные элементы поджимного приспособления. Устанавливают приспособление на шейку вторично. Поджимают ремонтные полукольца к шейкам при помощи поджимных элементов, производят выдержку для охлаждения ремонтных полуколец до заданной температуры. После выдержки в течение 0,5 1 мин производят сварку второго стыка с применением отжигающих сварочных валиков снимают прижимное приспособление и переходят к сварке вторых стыков ремонтных полуколец на других шейках. После сварки всех стыков вал охлаждают в нагретом песке или термосе. Стыки сваривают полуавтоматической электродуговой сваркой в среде углекислого газа. Применяют сварочную проволоку Св08Г2С, диаметр 1,2 мм. Сварку ведут при сварочном токе 120 140 А. Напряжение в процессе сварки 21 23 В. После охлаждения коленчатый вал направляют на шлифовку шеек под заданные размеры. При шлифовании шеек производят контроль качества сварки стыков. Контроль производят после получистового шлифования, когда на шейках имеется припуск на обработку. Обнаруженные в швах поры, пустоты и трещины заваривают, а затем производят чистовую обработку. Рекомендуем производить заварку пор на шлифовальном станке. Предложенный способ восстановления шеек валов обладает следующими технико-экономическими преимуществами:
1. В целом способ обеспечивает повышение надежности и качества шеек восстановленных валов. Причем достигается этот эффект упрощенными технологическими приемами. 2. Кроме того, изобретение дает возможность получить дополнительные частные положительные эффекты, заключающиеся в следующем:
исключено влияние ослабленных мест, имеющих меньшую твердость в стыках, ремонтных полуколец на износостойкость шеек;
упрощен процесс сборки шеек с ремонтными полукольцами за счет использования упругости ремонтных полуколец;
исключен выбор необоснованных диаметров шеек валов и их ослабления;
исключен необоснованный выбор толщин ремонтных полуколец после обработки шеек на заданный размер, а также конструктивных элементов предельного профиля шеек перед установкой ремонтных полуколец;
с наибольшим эффектом применен известный способ повышения циклической прочности галтельных переходов, заключающийся в изменении их формы путем изготовления дополнительных галтелей;
уменьшена концентрация напряжения в торцевых плоскостях ремонтных полуколец от натяга;
предусмотрен и упрощен способ устранения сварочных дефектов в стыках ремонтных полуколец в процессе восстановления;
способ предусматривает регулирование натяга ремонтных полуколец на шейках и уменьшает вероятность образования трещин.
Формула изобретения



d2=d1-2

где d2 диаметр шейки, обработанной под ремонтные полукольца, мм;
d1 номинальный диаметр шейки по рабочим чертежам, мм;


5. Способ по п.1, отличающийся тем, что для номинальных диаметров шеек свыше 60 мм толщину


6. Способ по п.1, отличающийся тем, что изношенные шейки валов обрабатывают механически с образованием дополнительных галтелей, при этом расстояние X от торцевой поверхности шейки до начала дополнительной галтели выбирают с учетом наибольшего приращения выносливости галтельного перехода и задают это расстояние равным или близким к величине, обеспечивающей наибольшее повышение циклической прочности галтельного перехода. 7. Способ пп.1 и 6, отличающийся тем, что параметры продольного профиля шейки обрабатывают с учетом размеров ремонтных полуколец по следующему соотношению:
В А-2Х;
С А-2S;
R1

где В длина участка шейки, подлежащая обработке, мм;
А исходная длина шейки по рабочим чертежам, мм;
Х расстояние от торцевой поверхности до дополнительной галтели на шейке, мм;
С ширина ремонтного полукольца, мм;
S зазор в стыке между торцом ремонтного полукольца и дополнительной галтелью, мм;
R1 радиус исходной галтели, мм;
R2 радиус дополнительной галтели, мм. 8. Способ пп.1 и 7, отличающийся тем, что на шейке устанавливают ремонтные полукольца, на внутренних поверхностях которых выполнены торцевые фаски, уменьшающие концентрацию контактных напряжений от натяга. 9. Способ по п.1, отличающийся тем, что в процессе механической обработки при наличии на шейках припусков для последующей обработки производят устранение дефектов в зоне швов путем электросварки.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4