Способ восстановления деталей с поверхностными трещинами
Изобретение относится к области восстановления деталей с поверхностными трещинами путем обработки изделий из металлов и сплавов с помощью концентрированных источников энергии. Сущность изобретения состоит в том, что восстановление деталей с поверхностными трещинами выполняют путем оплавления трещины источником с высокой плотностью энергии. При этом предварительно осуществляют подогрев изделия до температур, обеспечивающих формирование в окрестности вершины трещины поля напряжений, определяемого коэффициентом интенсивности, меньшим критической величины вязкости разрушения. 1 табл.
Изобретение относится к обработке металлов и сплавов с помощью концентрированных источников энергии.
Известно, что в результате воздействия поверхностного источника энергии в поверхностном слое металлов и сплавов формируются термические напряжения растяжения, ответственные за образование поверхностных трещин. Известен способ предотвращения трещинообразования, когда при сварке плавлением в зоне сварного шва создают пластические деформации сжатия [1] Недостатком изобретения является то, что поставленная в нем цель достигается пластическим деформированием, приводящим к неустранимому нарушению геометрии поверхности и ее охрупчиванию. Наиболее близким к изобретению является способ импульсной лазерной обработки открытой вершины трещины с целью предотвращения ее раскрытия в процессе последующей эксплуатации изделия [2] Недостатком данного способа является то, что лазерному воздействию подвергаются только трещины весьма малой протяженности и имеющие доступные для лазерной обработки открытые вершины. Из-за малых глубин проникновения тепла и характера распределения эпюры формирующихся в зоне лазерного воздействия напряжений в данном способе цель не может быть достигнута при импульсной лазерной обработке достаточно протяженных и глубоких трещин со стороны их выхода на поверхность. Цель изобретения состоит в "залечивании" (полном заплавлении) трещин с глубиной, не превышающей глубину проплавления поверхностного слоя изделия источником с высокой плотностью энергии, например лазерно-дуговым, и тем самым в предотвращении разрушения изделия в процессе его эксплуатации от первоначально имеющегося поверхностного дефекта. Поставленная цель достигается тем, что в способе восстановления деталей с поверхностными трещинами, включающем оплавление трещины источником с высокой плотностью энергии, предварительно осуществляется подогрев изделия до температур, обеспечивающих формирование в окрестности вершины трещины поля напряжений, определяемого коэффициентом интенсивности К, меньшим критической величины вязкости разрушения Кrc. Для заявленного технического решения и его признаков характерно следующее отличительное свойство. "Залечивание" трещины осуществляется только в том случае, когда в процессе воздействия источника с высокой плотностью энергии в окрестности вершины трещины формируется напряженное состояние, характеризующееся максимальной величиной коэффициента интенсивности напряжений в вершине трещины К не превышающей величины критического коэффициента интенсивности напряжений (критической величины вязкости разрушения) Кrc, при котором не происходит раскрытия трещины и ее удается полностью заплавить. Для реализации поставленной цели не требуется достижения условия формирования в окрестности вершины трещины напряжений сжатия. Температура подогрева, приводящая, с одной стороны, к уменьшению реальной величины растягивающих напряжений, формирующихся в окрестности вершины трещины при воздействии источника с высокой плотностью энергии, с другой, к возрастанию самой критической величины вязкости разрушения Кrc, может изменяться в достаточно широких пределах в зависимости от исходного структурно напряженного состояния поверхности обрабатываемого изделия, механических характеристик материала, геометрических параметров трещины, параметров воздействия источника с высокой плотностью энергии. Для технических свойств аналога и прототипа характерно формирование лишь напряжений сжатия, но отнюдь не предусматривается, как в заявленном способе, в процессе заплавления трещины формирование в окрестности ее вершины напряженного состояния, характеризующегося величиной коэффициента интенсивности К, меньшей критической величины вязкости разрушения Кrc. Предлагаемый способ восстановления реализован следующим образом. Образцы вырезались из головок железнодорожных рельсов, изготовленных из стали 75Г и имеющих продольные трещины глубиной до 3,5 мм и длиной 300-400 мм. Размеры образцов составляли 75х40х25 мм. Вырезка образцов осуществлялась таким образом, чтобы разница по глубине трещины по всей длине образца не превышала 0,15 мм. Перед обработкой глубина трещин оценивалась с торцов образца. "Залечивание" трещин проводилось с помощью лазерно-дугового источника с суммарной мощностью до 1,5 кВт. В состав лазерно-дугового источника входили СО2-лазер непрерывного действия с мощностью излучения Р
Формула изобретения
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ С ПОВЕРХНОСТНЫМИ ТРЕЩИНАМИ, включающий оплавление трещины источником с высокой плотностью энергии, например лазерно-дуговым, отличающийся тем, что перед оплавлением трещины осуществляют подогрев детали до температуры формирования в окрестности вершины трещины поля напряжений с коэффициентом интенсивности, меньшим критической величины вязкости разрушения.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2
Похожие патенты:
Способ ремонта корпусных деталей с трещинами // 2055715
Изобретение относится к восстановлению изношенных шеек валов различного назначения и может найти применение в различных отраслях машиностроения и автомобилестроения
Изобретение относится к сварке, в частности к устройствам для локализации разрушения сварных конструкций, и может найти применение при изготовлении магистральных, заводских и технологических трубопроводов
Способ ремонта сквозных дефектов // 2041041
Изобретение относится к ремонту дефектов в стальных сосудах давления, оболоченных конструкциях и трубопроводах, включая сквозные трещиноподобные дефекты в напряженных участках конструкций с пониженной сопротивляемостью хрупкому разрушению и в том числе в сварных соединениях
Способ ремонта емкостей // 2036766
Изобретение относится к ремонту сваркой герметичных емкостей химических производств
Изобретение относится к машиностроению, и в частности к технологии ремонта сварных соединений с трещинами горячего или холодного происхождения
Элемент для ремонта балки металлоконструкций // 2009825
Изобретение относится к ремонту и восстановлению металлоконструкции типа балок - таврового, двутаврового и коробчатого сечения, содержащих трещиноподобные дефекты
Способ ремонта конструкций с трещинами // 1787095
Изобретение относится к области восстановления и ремонта корпусных деталей и может быть использовано на машиностроительных и других предприятиях при ремонте и восстановлении крупногабаритных литых корпусных деталей
Способ ремонта трубопроводов // 2111102
Изобретение относится к способам ремонта магистральных трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных продуктов, а более конкретно - к сварке плавлением
Изобретение относится к способам ремонта стояков алюминиевых электролизеров с использованием электродуговой сварки
Способ восстановления роликов // 2123413
Изобретение относится к области ремонта сваркой и может быть использовано при ремонте роликов машин непрерывного литья заготовок, роликов рольгангов горячей прокатки и других деталей металлургического оборудования
Устройство для заделки трещин // 2137581
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при восстановительном ремонте ацетиленовых баллонов, а также при изготовлении ацетиленовых баллонов и баллонов высокого давления других модификаций и назначений
Способ ремонта дефектов в защитных покрытиях // 2157306
Изобретение относится к техническому обслуживанию и ремонту стеклоэмалевых, стеклокристаллических и других защитных покрытий и может быть использовано в нефтехимической, химической, пищевой, фармацевтической промышленности
Изобретение относится к машиностроению, конкретно к восстановлению двигателей
Способ ремонта комбинированной брони // 2181651
Изобретение относится к области ремонта броневой защиты боевых машин
Способ ремонта комбинированной брони // 2181652
Изобретение относится к области ремонта броневой защиты боевых машин