Способ восстановления подпятника
Использование: восстановление наплавкой подпятниковых узлов крупногабаритных деталей типа надрессорных и соединительных балок грузовых вагонов без последующей механической обработки. Сущность изобретения: перед наплавкой осуществляют удаление изношенной части поверхности стенки подпятника с образованием скоса. Соосно подпятнику устанавливают цилиндрический шаблон-кристаллизатор так, что зазор между скошенной стенкой подпятника и внешней стороной кристаллизатора образует разделку под последующую наплавку с шириной раскрытия равной 0,3 - 0,7 ее глубины. Наплавку производят на всю глубину разделки с последующим удалением шаблона-кристаллизатора. 6 ил.
Изобретение относится к технологии восстановления деталей наплавки и может быть использовано на железнодорожном транспорте для восстановления подпятниковых узлов крупногабаритных деталей типа надрессорных балок, соединительных балок железнодорожных грузовых вагонов без последующей механической обработки.
Нередко в производстве при ремонтных работах возникает необходимость восстановления деталей с неравномерным износом поверхности вертикальных стенок. Неравномерный износ имеет место по всей поверхности и значительно отличается по величине. Известен способ восстановления детали при котором осуществляют наплавку неравномерно изношенной поверхности без последующей механической обработки с использованием формирующего устройства большой теплопроводности (см. SU, авт. св. N 1776511, кл. B 23 K 9/04, 1992.) [1] Однако данный способ не применим для восстановления подпятников. Наиболее близким является способ восстановления подпятников наплавкой, описанный в Технических условиях и технологических процессах на производство сварочных работ при ремонте вагонов, М. Трансжелдориздат, 1949, с.72 [2] Задачей изобретения является улучшение динамики кристаллизации наплавленного металла в условиях последующего воздействия на деталь повышенных знакопеременных термоциклических и эпициклических нагрузок. Сущность изобретения заключается в том, что перед наплавкой осуществляют удаление изношенной части поверхности стенки с образованием скоса, устанавливают соосно подпятнику формирующее устройство в виде шаблона-кристаллизатора цилиндрической формы таким образом, что зазор между скошенной стенкой подпятника и внешней стороной кристаллизатора образует разделку под последующую наплавку с шириной раскрытия 0,3 0,7 ее глубины, при этом высоту шаблона-кристаллизатора выбирают равной высоте вертикальной стенки подпятника, а наплавку производят на всю глубину разделки с последующим удалением шаблона-кристаллизатора. Сравнение предложенного технического решения с прототипом позволило установить соответствие его критерию "новизна", так как оно не известно из уровня техники. Предложенный способ является промышленно применимым существующими техническими средствами и соответствует критерию "изобретательский уровень", так как явным образом не следует из уровня техники, при этом из последнего не выявлено каких-либо преобразований, характеризуемых отличительными от прототипа существенными признаками, на достижение указанного технического результата. Таким образом, предложенный способ восстановления соответствует установленным условиям патентоспособности изобретения. Других известных технических решений аналогичного назначения с подобными существенными признаками заявителем не обнаружено. На фиг. 1 представлена схема разделки восстанавливаемой цилиндрической поверхности подпятника надрессорной балки грузового вагона, на фиг.2 разрез А-А на фиг.1, на фиг.3 узел I на фиг.2 (увеличено), на фиг.4 - водоохлаждаемый составной шаблон-кристаллизатор, на фиг.5 водоохлаждаемый целиковый шаблон-кристаллизатор, на фиг. 6 монолитный шаблон-кристаллизатор без охлаждения. Предложенный способ восстановления детали осуществляют следующим образом. Перед наплавкой для обеспечения свободного доступа электродной проволоки к наплавляемой цилиндрической поверхности подпятника в сужающихся зонах (фиг. 1) необходимо выполнить разметку участков шириной 12 14 мм по сегменту выработки, подлежащих удалению изношенной части посредством воздушно-дуговой разделки резаком ВДР-400 (напряжение 44 48 В, сила тока 300 450 А) с последующей зачисткой обработанной поверхности наждачным камнем, на верхней плоскости внешнего бурта подпятника таким образом, чтобы образовались сектора равномерного радиуса, превышающего чертежный радиус тарели подпятника на величину, обеспечивающую возможность качественной наплавки, а также по всему периметру вертикальной стенки подпятника, аналогичным образом делают скос по его изношенной рабочей поверхности. По размеру подлежащего восстановлению подпятника 1 тарельчатой формы предварительно изготавливают шаблон-кристаллизатор 2 цилиндрической или кольцевой формы из материала большой теплопроводности, например меди, и устанавливают его соосно подпятнику 1. При такой установке высоту внешней стороны формирующего шаблона-кристаллизатора H в месте разделки выбирают равной высоте H1 восстанавливаемой поверхности вертикальной стенки подпятника, а ширину зазора
Формула изобретения
Способ восстановления подпятника надрессорных балок железнодорожных грузовых вагонов, при котором производят электродуговую наплавку неравномерно изношенной поверхности, отличающийся тем, что перед наплавкой осуществляют удаление изношенной части поверхности стенки с образованием скоса, устанавливают соосно подпятнику формирующее устройство в виде шаблона-кристаллизатора цилиндрической формы таким образом, что зазор между скошенной стенкой подпятника и внешней стороной шаблона-кристаллизатора образует разделку под последующую наплавку с шириной раскрытия, равной 0,3 - 0,7 ее глубины, при этом высоту шаблона-кристаллизатора выбирают равной высоте вертикальной стенки подпятника, а наплавку производят на всю глубину разделки с последующим удалением шаблона-кристаллизатора.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6