Устройство для установки средств приведения в движение судна в произвольное угловое положение
Авторы патента:
Использование: судостроение, в частности устройство для установки средств приведения в движение судна в произвольное угловое положение. Сущность изобретения: устройство содержит первую муфту 2, которая может совершать вращение относительно оси а, которая пересекает вершину конуса К. Муфта 2 содержит угловую секцию 7. Муфта 8 может совершать вращение относительно этой секции 7. Вал 10 средств приведения в движение проходит через вторую муфту 8 от вершины конуса К и вне муфты 8 в направлении, располагающемся под углом к оси вращения b второй муфты 8, причем эта вторая ось b также пересекает вершину конуса. 4 з. п. ф-лы, 27 ил.
Изобретение относится к судостроению, в частности к движительным устройствам судов.
Известно устройство для установки средств приведения в движение судна в произвольное угловое положение, содержащее шарнирное сочленение вала средств приведения в движение судна с выходным валом приводного двигателя и механизм перемещения середств приведения в движение судна. Данное устройство выбрано в качестве наиболее близкого аналога изобретения. Указанное устройство предназначено только для регулирования положения механизма привода в вертикальной плоскости. Для того, чтобы управлять судном, используют два поршневых гидроцилиндра. Устройство управления, таким образом, представляет собой отдельный узел, который работает независимо от балансирующего устройства. Техническим результатом изобретения является возможность без прямого воздействия на средства приведения в движение судна и следовательно без помощи вспомогательных средств осуществлять отклонение судна в направлении правого или левого борта. Технический результат достигается тем, что в устройстве для установки средств приведения в движение судна в произвольное угловое положение, содержащем шарнирное сочленение вала средств приведения в движение судна с выходным валом приводного двигателя и механизм перемещения средств приведения в движение судна, последний содержит первую муфту с участком, расположенным под углом к остальной части муфты, установленную с возможностью вращения относительно оси, коаксиальной с выходным валом приводного двигателя, и вторую муфту, установленную с возможностью вращения относительно упомянутого участка первой муфты, при этом вал средств приведения в движение судна проходит через вторую муфту от центра упомянутого шарнирного сочленения под углом к оси вращения этой муфты и выходит из нее, причем ось вращения второй муфты пересекает центр шарнирного сочленения. Кроме того, механизм перемещения средств приведения в движение судна снабжен первой шестерней, входящей в зацепление с рядом зубьев, выполненных на поверхности первой муфты и идущих в ее поперечном направлении, причем шестерня соединена с вращающейся тягой или тросом, посредством которых осуществляется вращение этой муфты в любом направлении вокруг ее центральной оси. Кроме того, ряд зубьев выполнен на внутренней поверхности первой муфты, а вращающаяся тяга или трос установлены параллельно оси вращения муфты. Кроме того, механизм перемещения средств приведения в движение судна снабжен третьей муфтой, установленной концентрично первой муфте, и второй шестерней, входящей в зацепление с рядом зубьев, выполненных на поверхности третеьй муфты и идущих в ее поперечном направлении, причем упомянутая шестерня соединена с вращающейся тягой или тросом, посредством которых осуществляется вращение этой муфты, при этом на одном из свих крайних концов муфта содержит зубчатый обод, находящийся в частичном зацеплении с зубчатым ободом, с которым выполнена крайняя часть второй муфты, противоположная месту расположения средств приведения в движение судна. Кроме того, шарнирное сочленение вала средств приведения в движение судна с выходным валом приводного двигателя выполнено в виде карданного вала, причем этот карданный вал установлен под углом к выходному валу приводного двигателя и к валу средств приведения в движение судна. На фиг.1 изображен один из вариантов устройства, продольное сечение; на фиг.2 то же, в одном из положений его установки; на фиг.3 то же, в другом из положений его установки, показанного на фиг.1 устройства, но в двух различных положениях; на фиг.4 другой вариант выполнения устройства с частичным сечением; на фиг. 5 третий вариант выполнения устройства с частичным сечением; на фиг. 6-19 ряд векторных диаграмм, предназначенных для иллюстрации различных угловых положений устройства; на фиг.20 27 различные варианты выполнения механизмов приведения в движение судов, соответствующих известному состоянию техники, каждая из которых снабжена, соответственно, традиционным устройством и устройством согласно изобретению, связанными с блоком приведения в движение. Устройство (фиг.1) содержит полую муфту 1, закрепленную на корпусе судна, первую муфту 2, которая может вращаться относительно оси, коаксиальной с выходным приводным валом 3, от привода судна. Муфта 2 содержит ряд зубьев 4, расположенных на ее внутренней поверхности в ее поперечном направлении и заходящих в зацепление с первой шестерней 5, связанной с вращающейся тягой 6 или вращающимся тросом. При помощи вращающейся тяги 6 муфта 2 может вращаться в том или другом направлении относительно своей центральной оси а. Муфта 2 содержит участок 7, расположенный под углом к оси вращения а муфты. Устройство также содержит вторую муфту 8. Вал 10 для средств приведения в движение лодки, в качестве которых используется гребной винт, проходит через эту муфту 8, начиная от центра шарнирного сочленения 9. Вне муфты 8 приводной вал 10 идет в направлении, которое находится под углом относительно оси вращения b муфты 8. Зубчатый обод 11 предусмотрен на внутренней крайней части муфты 8. Показанное на фиг.1 3 устройство также содержит третью муфту 12, которая может вращаться соосно с первой муфтой 2 и содержит зубчатый обод 13 в одной из своих крайних частей, который может находиться в частичном зацеплении с зубчатым ободом 11 второй муфты 8. Так же как и первая муфта 2, третья муфта 12 имеет внутри ряд зубьев 14, идущих в ее поперечном направлении. Шестерня 15, находящаяся в зацеплении с этим рядом зубьев, связана с вращающейся тягой 16 или вращающимся тросом. При вращении третьей муфты 12 в том или ином направлении при помощи вращающейся тяги 16 муфта 8 начинает вращаться в том же самом направлении. В этом случае вал 10 средств приведения в движение начинает двигаться таким образом, что описывает тело вращения К конической формы. На фиг.2 и 3 показано горизонтальное продольное сечение устройства, т.е. план. На фиг. 2 показано положение устройства, при котором осуществляется максимальное отклонение лодки в направлении левого борта, в то время как на фиг.3 показано положение, при котором лодка движется прямо вперед. При вращении муфт 2 и 8 относительно друг друга становится возможным установить приводной вал 10 в любое произвольное угловое положение внутри параметра воображаемого конуса К. На фиг.4 показано решение, в соответствии с которым устрйоство заключено в кожух 17. В таком решении третья муфта 12 устранена. Вместо этого как первая муфта 2, так и вторая муфта 8, снабжены зубчатыми венцами 18 и 19, простирающимися наружу в поперечном относительно муфт направлении. Зубчатый венец 18 муфты 2 входит в зацепление с червячной передачей 20, которая вращается в поперечном направлении относительно оси вращения муфты 2, и, соответственно, червячная передача 21 входит в зацепление с зубчатым венцом 19 муфты 8. Вращение приводных тяг или тросов передается соответствующим червячным пеердачам 20, 21, что приводит к относительному движению муфты 2 и 8 друг относительно друга, результатом чего является установка приводного вала 10 в определенное положение, аналогичное показанному на фиг.1. Соовтетствующее вращательное движение муфт 2 и 8 может быть также получено при перемещении червячных колес 20 и 21 по зубчатой рейке, которая перемещается в третьем продольном направлении при помощи тяг или тросов, которые могут совершать возвратно-поступательное движение внутри гибких оболочек. На фиг.5 изображен третий вариант выполнения устройства, в соответствии с которым гребной винт 22 установлен на приводном валу 10. В этом варианте муфты 2 и 8 имеют различный внешний вал, но осуществляют в принципе идентичные функции, сопоставимые с ранее описанным решением, в связи с чем сохранены номера позиций на чертеже. Так же как и в решении, соответствующему фиг. 1 3, относительное вращение муфт 2 и 8 осуществляется при помощи вращающихся тяг 23 и 24. Каждая тяга через соответствующие шестерни 25 и 26 входит в зацепление с зубчатым венцом 27 или 28. Основным отличием рассматриваемого решения от двух предыдущих является введение между выходным валом 3 приводного двигателя и приводным валом 10 гребного винта карданного вала, располагающегося под углом как к выходному валу 3, так и к валу гребного винта 10. Это решение предназначено для использования прежде всего для больших моторных судов, когда нагрузка на приводной блок существенно выше, чем на малых судах. В этом случае нагрузка на единственное сочленение, такое как шарнирное сочленение 9, показанное на фиг.1 3, может стать недопустимо высокой. Одной общей характеристической чертой показанных на фиг.1 5 решений является то, что все вращающиеся валы, например, приводной вал 3 и муфты 2, 8, имеющие оси вращения, соответственно а и b, пересекаются в одной точке на сочленении 9. Преимуществом такого решения является то, что (если приводное усилие не чрезмерно высоко) движение вращения к гребному винту передается через одно шарнирное сочленение 9. Это означает, что осевые силы, воздействующие на вал 10, не приводят к появлению скручивающих усилий в муфтах 2 и 8. Таким образом, создаются возможности для управления установкой устройства в различные угловые положения. Для более ясного понимания изобретения, оно далее будет описано со ссылками на векторные диаграммы, показанные на фиг.6-19. Одновременно будут даваться ссылки на фиг.2, на которой угол










Формула изобретения
1. Устройство для установки средств приведения в движение судна в произвольное угловое положение, содержащее шарнирное сочленение вала средств приведения в движение судна с выходным валом приводного двигателя и механизм перемещения средств приведения в движение судна, отличающееся тем, что механизм перемещения средств приведения в движение судна включает в себя первую муфту с участком, расположенным под углом к остальной части муфты, установленную с возможностью вращения относительно оси, коаксиальной с выходным валом приводного двигателя, и вторую муфту, установленную с возможностью вращения относительно упомянутого участка первой муфты, при этом вал средств приведения в движение судна проходит через вторую муфту от центра упомянутого шарнирного сочленения под углом к оси вращения этой муфты и выходит из нее, причем ось вращения второй муфты пересекают центр шарнирного сочленения. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что механизм перемещения средств приведения в движение судна снабжен первой шестерней, входящей в зацепление с рядом зубьев, выполненных на поверхности первой муфты и идущих в ее поперечном направлении, причем шестерня соединена с вращающейся тягой или тросом, посредством которых осуществляется вращение этой муфты в любом направлении вокруг ее центральной оси. 3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что ряд зубьев выполнен на внутренней поверхности первой муфты, а вращающаяся тяга или трос установлены параллельно оси вращения муфты. 4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что механизм перемещения средств приведения в движение судна снабжен третьей муфтой, установленной концентрично первой муфте, и второй шестерней, входящей в зацепление с рядом зубьев, выполненных на поверхности третьей муфты и идущих в ее поперечном направлении, причем упомянутая шестерня соединена с вращающейся тягой или тросом, посредством которых осуществляется вращение этой муфты, при этом на одном из своих крайних концов муфта содержит зубчатый обод, находящийся в частичном зацеплении с зубчатым ободом, с которым выполнена крайняя часть второй муфты, противоположная месту расположения средств приведения в движение судна. 5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что шарнирное сочленение вала средств приведения в движение судна с выходным валом приводного двигателя выполнено в виде карданного вала, причем этот карданный вал установлен под углом к выходному валу приводного двигателя и к валу средств приведения в движение судна.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19, Рисунок 20, Рисунок 21, Рисунок 22, Рисунок 23, Рисунок 24, Рисунок 25, Рисунок 26, Рисунок 27
Похожие патенты:
Винторулевая колонка // 1508511
Движительно-рулевой комплекс // 2107642
Изобретение относится к судостроению, к движителям типа "поворотная колонка"
Изобретение относится к судостроению, к движителям типа "поворотная колонка"
Судовая винторулевая колонка // 2126762
Изобретение относится к судостроению, к движительным комплексам судов, предназначенных для эксплуатации во льдах
Судовой движительно-рулевой комплекс // 2148523
Изобретение относится к судостроению, в частности к движительно-рулевым комплексам судов
Судовой движительно-рулевой комплекс // 2172276
Изобретение относится к области судостроения, в частности к судовым движительно-рулевым комплексам
Судовой движительно-рулевой комплекс // 2175297
Изобретение относится к области судовых движительно-рулевых комплексов
Судовой движительно-рулевой комплекс // 2182099
Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым движительно-рулевым комплексам
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования обводов кормовой оконечности судна, оборудованного движительно-рулевым комплексом (ДРК)
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования обводов кормовой оконечности судна, оборудованной движительно-рулевым комплексом (ДРК)