Кормовая оконечность судна с движительно-рулевым комплексом
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования обводов кормовой оконечности судна, оборудованной движительно-рулевым комплексом (ДРК). Кормовая оконечность судна (1) содержит вертикальную трубу (3). На периферии оконечности судна выполнена наделка (2), в которой размещен ДРК. При этом ось трубы (3) комплекса смещена относительно вертикальной плоскости, лежащей у основания наделки (2), в сторону наиболее выступающей части наделки (2). Изобретение позволяет улучшить условия технического обслуживания ДРК с поворотно-выдвижным пропульсивным блоком. 6 ил.
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования обводов кормовой оконечности судна, оборудованной движительно-рулевым комплексом (ДРК).
В заявленном техническом решении под ДРК понимается устройство, обеспечивающее силу упора и рулевую силу; при этом рулевая сила создается в основном путем изменения положения работающего движителя относительно корпуса судна при повороте движителя вокруг вертикальной оси - оси пропульсивного блока. Пропульсивный блок ДРК, в частности, включает движитель и гидродинамическую конструкцию, которая направляет (формирует) поток, проходящий через движитель. В качестве гидродинамической конструкции используются направляющая насадка винта или пластинчатые стойки. ДРК наряду с пропульсивным блоком (или в составе этого блока) включает механизм подвода мощности к движителю и механизм поворота пропульсивного блока вокруг его оси (вертикальной). Исходя из отмеченного, рассмотрим аналоги заявляемого технического решения. Известен буксир, в кормовой оконечности которого размещен ДРК (см. журнал "Судостроение", 4, 1998, стр. 62, информация: "два буксира типа ASD Tug 3110"). Пропульсивный блок ДРК удерживается вертикальным валом, проходящим через трубу, которая жестко закреплена на днище судна. Труба предназначена для размещения в ней вала (подобно гельмпортовой трубе рулевого устройства). Ввиду малого диаметра трубы, днище в районе расположения ДРК выполнено с наклоном к основной плоскости судна, т.е. форма кормовой оконечности судна не имеет особенностей, обусловленных установкой ДРК. Участок днища в районе крепления к нему ДРК находится в подводной части корпуса, то есть ниже уровня конструктивной ватерлинии. Это обстоятельство, при отсутствии кессона, значительно усложняет осмотр, а также съем и установку ДРК на плавающем судне. Наиболее близким к заявленному техническому решению является судно, в кормовой оконечности которого размещен ДРК, образованный из вертикальной трубы, закрепленной относительно корпуса судна, и размещенного в трубе поворотно-выдвижного пропульсивного блока (RU 2148523 C1, опубл. 10.05.2000). При этом в объеме трубы находится часть пропульсивного блока, выполненная в виде цилиндрической капсулы. В процессе эксплуатации судна пропульсивный блок может перемещаться по высоте трубы. Данным техническим решением предполагается, что ДРК отдален от периферии оконечности к ее средней части, а сама оконечность имеет в плане (вид сверху) традиционную форму, которая описывается выпуклой кривой. Отдаленность выходного отверстия трубы (пропульсивного блока) от периферии оконечности в плане усложняет наружный осмотр, а также процесс извлечения и установки пропульсивного блока на плавающем судне. Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в улучшении условий технического обслуживания ДРК с поворотно-выдвижным пропульсивным блоком. Поставленная задача достигается тем, что у кормовой оконечности судна, оборудованной движительно-рулевым комплексом, содержащим вертикальную трубу, согласно изобретению на периферии оконечности выполнена наделка (булл) (Булл - (лат.) шар, пузырь; були - "продольные уширения подводной части бортов боевых кораблей для подводной защиты от артиллерийских снарядов". См. Краткий политехнический словарь. Гос.изд. техн.-теорет. литературы. - М.: 1955, С. III), в которой размещен комплекс; при этом ось трубы смещена относительно вертикальной плоскости, лежащей у основания наделки, в сторону наиболее выступающей части наделки ("горба" наделки). Предлагаемое изобретение поясняется чертежами. На фиг.1 изображен вид сверху кормовой оконечности судна с ДРК. На фиг.2 представлен разрез по диаметральной плоскости (ДП) фиг.1 с видом на левую половину оконечности. (Контур оконечности в Д.П. выделен штрихами). На фиг.3 дан вид оконечности судна (по левому борту) со стороны кормы с вырывом в районе расположения трубы ДРК. На фиг. 4 движительно-рулевой комплекс дан изолированно от судна с разрезом по трубе и вырывом в капсуле, которая содержит двигатель привода винта. На фиг. 5 и 6 показаны проекции "бок" и "корпус" соответственно теоретического чертежа заявляемой кормовой оконечности судна. (На теоретическом чертеже обозначено: шпангоуты (шп. ) - 20 1/3, 20, 19, 18 и 17 (положение плоскости шп. 20 1/3 обозначено штрихом); батоксы I и II; ватерлинии - ВЛ0, ВЛ1, ВЛ2 КВЛ (конструктивная ватерлиния.)) Дополнительно штриховой линией показана труба ДРК. Кормовая оконечность судна 1 включает наделки 2, в которых размещены ДРК (фиг. 1, 2, 3). Осевая линия трубы 3 (фиг.3) комплекса смещена относительно вертикальной плоскости А-А, лежащей у основания наделки 2, в сторону "горба" наделки 2 на величину
Формула изобретения
Кормовая оконечность судна с движительно-рулевым комплексом, содержащим вертикальную трубу и частично размещенный в ней поворотно-выдвижной пропульсивный блок, отличающаяся тем, что на периферии оконечности судна выполнена наделка, в которой жестко закреплена вертикальная труба с пропульсивным блоком, при этом ось трубы смещена относительно вертикальной плоскости, лежащей у основания наделки, в сторону наиболее выступающей части наделки, а днище кормовой оконечности судна в районе наделки выполнено выше уровня конструктивной ватерлинии.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6