Судовая винторулевая колонка
Изобретение относится к судостроению, к движительным комплексам судов, предназначенных для эксплуатации во льдах. Сущность изобретения заключается в том, что в винторулевой колонке, содержащей стойку и гондолу с элементами приводного механизма и гребным валом, на консольной выступающей части которого закреплен гребной винт в направляющей насадке и ледоразрушающие элементы в виде лопаток или лопастей, закрепленных перед винтом с возможностью дробления льда, последние установлены на расстоянии 0,02-0,25 диаметра винта от плоскости входного отверстия насадки, а их диаметр равен 0,6-0,8 диаметра гребного винта. Лопатки или лопасти ледоразрушающих элементов равномерно распределены по окружности в поперечной гребному валу плоскости. Использование изобретения повышает эксплуатационные качества судов при плавании во льдах, защищая входное отверстие насадки винторулевой колонки от забивания обломками льда. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к судостроению, в частности, к движительному комплексу судна, предназначенного для эксплуатации во льдах.
В настоящее время большое внимание уделяется использованию судовых винторулевых колонок, обеспечивающих движение и маневрирование судна в ледовых условиях. Широко известны судовые винторулевые колонки, обеспечивающие движение и маневрирование судна в ледовых условиях типа Azipod фирмы Kvaerner Masa-Yards, работающие в тянущем режиме и содержащие обтекаемую стойку и торпедообразную гондолу с размещенными внутри них элементами приводного механизма и гребным валом, на консольной части которого закреплен гребной винт (см. например, Azipod, Project Guide, Kvaerner Masa-Azipod, Руководство, сент. 1995 г). Недостатком известного устройства является то, что гребной винт не защищен от разрушающего действия льда, а эффективность движителя с лопастями фиксированного шага недостаточна. Известны судовые винторулевые колонки норвежской фирмы Ugland Offshore, работающие в тянущем режиме и содержащие обтекаемую стойку и торпедообразную гондолу с размещенными внутри них элементами приводного механизма и гребным валом, на консольной части которого закреплен гребной винт регулируемого шага, установленный внутри направляющей насадки (см. например, проспект фирмы Ugland Offshore, Норвегия, на ледоколы "Fennica", "Nordica"). Недостатком известного устройства является незащищенность лопастей гребного винта от разрушающего действия льда и неудовлетворительные эксплуатационные качества судна при плавании в тяжелых льдах, ввиду забивания входного отверстия насадки блоками льда, подсасываемыми гребным винтом, что приводит к резкому снижению тяги движительного комплекса и увеличению вибрации корпуса судна. При этом часто наблюдаются внезапные остановки судна, что увеличивает опасность столкновения с судном, движущимся в караване. В случае заклинивания льдины между лопастями и насадкой при движении судна в торосистом льде ее удаление при реверсировании гребного винта может оказаться невозможным. Известна также судовая винторулевая колонка для движения и маневрирования судна в ледовых условиях, содержащая обтекаемую стойку и торпедообразную гондолу с размещенными внутри них элементами приводного механизма, гребным валом, на консольно выступающей части которого закреплены гребной винт в направляющей насадке и ледоразрушающие элементы, выполненные в виде лопаток или лопастей, закрепленных перед гребным винтом с возможностью ломки и дробления льда (см. патент Финляндии N 91513 А, 31.03.94, B 63 H 5/16) - прототип. Недостатком известного устройства является незащищенность входного отверстия направляющей насадки от забивания его обломками льда, невозможность отбрасывания льдин в сторону от насадки ввиду очень малых размеров ледоразрушающих элементов по сравнению с диаметром гребного винта. Известное устройство предназначено для разрушения (дробления) льда и пропускания его через насадку. Такая операция выполнима только для тонких льдов, в которых работают сравнительно небольшие движители, например, движительные комплексы портовых ледоколов. В тяжелых ледовых условиях арктических льдов известное устройство неэффективно, так как оно не способно отбрасывать крупные льдины от входного отверстия насадки, а мелкие льдины, увлекаемые в насадку, снижают эффективность работы движителя. Заявляемое изобретение направлено на повышение эксплуатационных качеств судов ледового плавания путем обеспечения надежной защиты входного отверстия направляющей насадки винторулевой колонки судна от забивания его обломками льда и повышение эффективности использования судовых винторулевых колонок в тяжелых ледовых условиях. Поставленная цель достигается тем, что ледоразрушающие элементы в виде лопаток или лопастей в точке своего максимального диаметра расположены от плоскости входного отверстия насадки на расстоянии 0.02-0.25 диаметра гребного винта, а диаметр лопаток или лопастей равен 0.6-0.8 диаметра гребного винта. При этом лопатки или лопасти размещены равномерно по окружности в поперечной гребному валу плоскости. Сущность заявленного изобретения поясняется рисунками, где на фиг.1 показана судовая винторулевая колонка с ледоразрушающими элементами; на фиг. 2 - результаты модельных испытаний движителя с ледоразрушающими элементами. Судовая винторулевая колонка (фиг.1) состоит из обтекаемой стойки 1 и торпедообразной гондолы 2, внутри которых размещены элементы приводного механизма (на фиг. не показаны), и гребного вала 3, на консольно выступающей части которого закреплен гребной винт 4, установленный внутри направляющей насадки 5. Ледоразрушающие элементы 6 в виде лопаток или лопастей закреплены на гребном валу 3 перед гребным винтом и насадкой на расстоянии










Кривые (1), (2), (3) на этом графике соответствуют значениям KT






Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2