Судовая движительно-двигательная установка типа "поворотная колонка"
Изобретение относится к судостроению, к движителям типа "поворотная колонка". Сущность изобретения заключается в том, что в поворотной колонке с электродвигателем, размещенным в герметичном обтекаемом корпусе, и гребным винтом, за последним установлен контрпропеллер, выполненный с возможностью вращения от своего электродвигателя. Вал контрпропеллера размещен внутри полого вала гребного винта. Гребной винт и контрпропеллер могут размещаться в направляющей насадке. Использование изобретения повышает коэффициент полезного действия поворотной колонки. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкциям судовых движительно-двигательных установок типа "поворотная колонка".
Известна судовая движительно-двигательная установка типа "поворотная колонка", содержащая гребной винт, горизонтальную и вертикальную линию приводных валов и двигатель, размещенный в корпусе судна (А.Д.Гофман. Движительно-рулевой комплекс и маневрирование судна. -Л.: Судостроение, 1988, с 17). Указанное устройство имеет угловую передачу крутящего момента от двигателя к движителю, что уменьшает надежность конструкции, снижает КПД за счет дополнительных механических потерь. Расположение двигателя в корпусе судна уменьшает полезный объем трюмов судна. Наиболее близким техническим решением к заявляемому, принятым за прототип изобретения, является судовая движительно-двигательная установка типа "поворотная колонка" с электродвигателем, размещенным в обтекаемом корпусе колонки (гондоле) (журнал "Navigator", Международный морской журнал N 2/94, с. 8, фото-движитель типа "Azipod"). Конструкция прототипа предусматривает размещение электродвигателя в герметичном обтекаемом кожухе поворотной колонки, что увеличивает полезный объем трюмов судна, а также количество альтернативных вариантов компоновочных решений общего расположения в корпусе судна. Недостатком прототипа являются пониженный коэффициент полезного действия установки вследствие гидродинамических потерь на корпусе обтекателя ступицы гребного винта. Указанные потери связаны с разряжением на обтекателе ступицы (результирующая сила направлена против вектора упора), которое возникает из-за наличия ступичного вихря за гребным винтом. Ступичный (осевой) вихрь появляется вследствие индуцированных гребным винтом окружных (тангенциальных) вызванных скоростей потока. Кроме того, следует отметить, что, относительный диаметр ступицы гребного винта устройства - прототипа из-за размещения электродвигателя составляет не менее dст/D = 0,3. При относительном диаметре ступицы гребного винта dст/D = 0,3 потери на обтекателе (уменьшение упора гребного винта) составляют 4 - 5% (А.А. Русецкий. Гидродинамика винтов регулируемого шага. -Л.: Судостроение, 1968, с.28 рис. 23, 24). Предлагаемое изобретение направлено на увеличение коэффициента полезного действия движительно-двигательной установки типа "поворотная колонка". При этом решена задача создания конструкции судовой движительно-двигательной установки типа "поворотная колонка", позволяющей за счет максимально возможного устранения гидродинамических потерь и создания дополнительного упора обеспечить увеличение КПД последней, преимущественно при ее использовании в качестве главной пропульсивной установки, с одновременным улучшением возможностей управляемости и маневренности судна при минимальных энергетических затратах. Это достигается тем, что в предлагаемой судовой движительно-двигательной установке типа "поворотная колонка", содержащей заключенный в герметичный обтекаемый кожух приводной электродвигатель и соединенный с ним посредством вала гребной винт, причем кожух установлен с возможностью поворота в горизонтальной плоскости, в отличие от прототипа, за гребным винтом соосно с ним установлен контрпропеллер, выполненный с возможностью вращения и снабженный автономным электродвигателем, при этом последний размещен перед приводным электродвигателем, а его вал установлен внутри выполненного полым и проходящего сквозь закрепленную на его конце ступицу вала гребного винта и соединен другим своим концом со ступицей контрпропеллера, причем боковая поверхность последней в кормовом и носовом торцевых сечениях плавно сопряжена, соответственно, с поверхностью концевого обтекателя контпропеллера и посредством боковой поверхности ступицы гребного винта с поверхностью кормовой части кожуха и образует с последним гидродинамически обтекаемое тело. В качестве приводного и автономного двигателей используют два электродвигателя переменного тока, в зависимости от мощности либо синхронных, либо асинхронных короткозамкнутых (при меньшей мощности), каждый из которых соединен со своим автономным статическим преобразователем частоты. Ступица гребного винта, его вал и вал приводного электродвигателя соединены последовательно и выполнены насквозь по всей длине полыми, в этом полом по всей длине валопровода пространстве размещен второй вал вращения, на кормовом конце которого непосредственно за гребным винтом закреплен контрпропеллер, а носовой частью вал контрпропеллера соединен с ротором своего автономного электродвигателя. Вращающийся за гребным винтом контрпропеллер, образуя с гребным винтом соосную пару противоположного вращения, устраняет гидродинамические потери, свойственные прототипу, и дополнительно повышает КПД устройства благодаря утилизации энергии закрученной струи за гребным винтом. Кроме того, необходимо отметить, что при фиксированном соотношении числа оборотов гребного винта n1 и контрпропеллера n2 (обычно n1=n2=n и D1=D2, где D1 - диаметр гребного винта, D2 - диаметр контрпропеллера), условие максимальной гидродинамической эффективности достигается при определенной гидродинамической нагрузке, при которой момент на гребном винте M1 равен моменту на контрпропеллере M2. При нагрузках, для которых M1
Формула изобретения
1. Судовая движительно-двигательная установка типа "поворотная колонка", содержащая заключенный в герметичный обтекаемый кожух приводной электродвигатель и соединенный с ним посредством вала гребной винт, причем кожух установлен с возможностью поворота в горизонтальной плоскости, отличающаяся тем, что за гребным винтом соосно с ним установлен контрпропеллер, выполненный с возможность вращения и снабженный автономным электродвигателем, при этом последний размещен перед приводным электродвигателем, а его вал установлен внутри выполненного полым и проходящего сквозь закрепленную на его конце ступицу вала гребного винта и соединен другим своим концом со ступицей контрпропеллера, причем боковая поверхность последней в кормовом и носовом торцевых сечениях плавно сопряжена соответственно с поверхностью концевого обтекателя контрпропеллера и посредством боковой поверхности ступицы гребного винта - с поверхностью кормовой части кожуха и образует с последними гидродинамически обтекаемое тело. 2. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что контрпропеллер с приводом выполнен с возможностью реверса. 3. Установка по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что гребной винт и контрпропеллер размещены в направляющей насадке, прикрепленной, например, к корпусу кожуха при помощи профилированных кронштейнов.РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Изобретение относится к судостроению, к движителям типа "поворотная колонка"
Движительно-рулевой комплекс // 2107642
Судовой движительно-рулевой комплекс // 2096256
Изобретение относится к области судостроения и, в частности, к движительно-рулевым комплексам судна
Судовой полупогружной движитель // 2096255
Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым полупогружным двигателям, смонтированным подвижно по отношению к корпусу судна
Винторулевая колонка // 1508511
Изобретение относится к судостроению, к движителям типа "поворотная колонка"
Электроэнергетическая установка судна // 2110441
Изобретение относится к судостроению, в частности к электроэнергетическим установкам судов с валогенераторами и преобразователями частоты, преимущественно с дизельными главными двигателями
Электроэнергетическая установка судна // 2110440
Изобретение относится к судостроению, в частности к электроэнергетическим установкам судов с валогенераторами и преобразователями частоты, преимущественно с дизельными главными двигателями
Устройство для вращения гребного вала // 2085439
Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для вращения гребного вала
Гребная электрическая установка судна // 2059527
Водометный движитель // 2047539
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании движителей судов с улучшенными акустическими характеристиками
Изобретение относится к судостроению, в частности к электроэнергетическим силовым установкам (ЭЭСУ) судов, преимущественно парусно-моторных
Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при создании судовых систем электродвижения с погружными (размещаемыми непосредственно в забортной воде) гребными электродвигателями
Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкциям судовых движительно-двигательных установок типа "поворотная колонка", и может быть использовано при проектировании и строительстве судов различного назначения
Судовая электроэнергетическая установка // 2146209
Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым электроэнергетическим установкам с валогенераторами и полупроводниковыми преобразователями частоты
Судовая электроэнергетическая установка // 2146635
Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым электроэнергетическим установкам с валогенераторами и полупроводниковыми преобразователями частоты
Кормовая оконечность судна // 2154590
Изобретение относится к судостроению и касается создания конструкций кормовых оконечностей судов с гребными электрическими установками, являясь применимым к судам различного назначения