Система управления продольным движением самолета
Изобретение относится к системам управления полетом, может быть использовано на самолетах, оснащенных дополнительными органами управления, и позволяет повысить живучесть самолета при повреждении его элементов, а также при повреждениях или отказах основных органов управления. Система управления самолета содержит ручку управления 1, датчик положения ручки 2, блок формирования передаточных отношений с предварительным фильтром 3, семь сумматоров 4, 7, 14, 18, 21, 24 и 29, усилитель 5 с регулируемым коэффициентом передачи, два интегратора 6 и 20, четыре усилителя 8, 19, 22 и 30, датчик линейного ускорения 9, два апериодических звена 10 и 25, датчик угловой скорости тангажа 11, фильтр упругих колебаний 12, блок программного управления 13, сервоприводы основного 15 и дополнительного 16 органов управления, датчик динамического давления 17, два запоминающих устройства 23 и 28, компаратор 26 и триггер 27. 1 ил.
.
Изобретение относится к системам управления полетом и может быть использовано на самолетах, оснащенных дополнительными органами управления (например, передним горизонтальным оперением, устройством поворота вектора тяги и т.д.). Известна система управления продольным движением самолета, содержащая ручку управления, механизм загрузки, систему жестких тяг и качалок, связывающих ручку управления с сервоприводом стабилизатора. Она обеспечивает возможность управления самолетом в широком диапазоне высот и скоростей полета. Однако отсутствие средств автоматизации и дополнительных органов управления не обеспечивают возможность управления самолетом при повреждениях несущих и рулевых поверхностей вследствие изменения динамических свойств самолета, а также при повреждениях и отказах исполнительного механизма основного органа управления. Наиболее близкой по технической сущности является система управления продольным движением самолета, содержащая последовательно соединенные ручку управления, датчик положения ручки и блок формирования передаточных отношений с предварительным фильтром, соединенный с его выходом своим первым входом первый сумматор, последовательно соединенные датчик линейных ускорений и апериодическое звено, соединенный с выходом первого сумматора своим входом усилитель с регулируемым коэффициентом передачи, соединенный с его управляющим входом датчик динамического давления, соединенные с выходом усилителя с регулируемым коэффициентом передачи своим входом первый усилитель и интегратор, соединенный с выходом последнего своим первым входом и с выходом первого усилителя своим вторым входом второй сумматор, соединенный с его выходом сервопривод основного органа управления, соединенный с его выходом своим входом датчик положения, соединенный с его выходом своим входом блок программного управления, соединенный с его выходом своим первым входом третий сумматор, соединенный с его выходом сервопривод дополнительного органа управления, соединенный своим выходом с вторым входом третьего сумматора блок формирования корректирующих сигналов, последовательно соединенные датчик угловой скорости и фильтр упругих колебаний, последовательно соединенные датчик угла атаки и блок фильтрации сигнала угла атаки, соединенный с выходом последнего своим первым входом и с выходом апериодического звена своим вторым входом четвертый сумматор, соединенный с его выходом своим первым входом и с выходом фильтра изгибных колебаний - пятый сумматор, выход которого соединен с вторым инверсным входом первого сумматора. Эта система обеспечивает возможность управления самолетом в широком диапазоне высот и скоростей. Управляющими поверхностями являются стабилизатор и переднее горизонтальное оперение, которое отклоняется по запрограммированному закону, обеспечивая минимальное лобовое сопротивление на маневре. Кроме сигналов с блока программного управления, на сервопривод переднего горизонтального оперения поступают сигналы для коррекции переходных процессов по управляемому параметру. Однако структура системы не обеспечивает ее адаптацию при изменении динамических свойств самолета вследствие получения им повреждений. Также не обеспечивается способность замкнутой системы система управления - самолет выполнять заданные функции при повреждении основной рулевой поверхности и/или отказе ее сервопривода, так как не предусмотрено перераспределение функций между дополнительным и основными органами управления при выходе из строя последнего. Изобретение направлено на повышение живучести самолета вследствие снижения чувствительности замкнутой системы система управления - самолет к изменению динамических характеристик самолета вследствие получения им повреждений, а также при повреждениях и/или отказах основного органа управления и его сервопривода путем реализации потенциальных возможностей дополнительного органа управления. Кроме того, предлагаемая система обеспечивает устойчивость замкнутой системы к воздействию сильных внешних возмущений, когда эффективность основного органа управления будет не достаточна для их парирования. Это достигается тем, что в систему управления продольным движением самолета, содержащую последовательно соединенные ручку управления, датчик положения ручки управления, блок формирования передаточных отношений с предварительным фильтром, первый сумматор, усилитель с регулируемым коэффициентом передачи, первый интегратор и второй сумматор, второй вход которого соединен с входом первого интегратора через первый усилитель, последовательно соединенные датчик линейного ускорения и первое апериодическое звено, выход которого соединен с вторым инверсным входом первого сумматора, последовательно соединенные датчик угловой скорости тангажа и фильтр упругих колебаний, последовательно соединенные блок программного управления и третий сумматор, сервопривод основного органа управления, сервопривод дополнительного органа управления, датчик динамического давления, выход которого соединен с управляющим входом усилителя с регулируемым коэффициентом передачи, дополнительно введены последовательно соединенные четвертый сумматор, первый вход которого соединен с выходом второго сумматора, второй усилитель, второй интегратор, пятый сумматор, второй инверсный вход которого соединен с выходом фильтра упругих колебаний и вторым инверсным входом четвертого сумматора, и третий усилитель, выход которого соединен с входом сервопривода основного органа управления, последовательно соединенные первое запоминающее устройство, вход которого соединен с выходом третьего сумматора, и шестой сумматор, выход которого соединен с входом сервопривода дополнительного органа управления, последовательно соединенные второе апериодическое звено, вход которого соединен с выходом второго сумматора, компаратора, второй вход которого соединен с выходом фильтра упругих колебаний, и триггер, второе запоминающее устройство, вход которого соединен с выходом пятого сумматора, последовательно соединенные седьмой сумматор, первый вход которого соединен с выходом пятого сумматора, второй инверсный вход соединен с выходом второго запоминающего устройства, и четвертый усилитель, выход которого соединен с вторым входом шестого сумматора, управляющие входы первого и второго запоминающих устройств соединены с выходом триггера. На чертеже изображена структурная схема предложенной системы. Она содержит ручку управления 1, датчик 2 положения ручки, блок формирования отношений с предварительным фильтром 3, первый сумматор 4, усилитель с регулируемым коэффициентом передачи 5, первый интегратор 6, второй сумматор 7, первый усилитель 8, датчик линейного ускорения 9, первое апериодическое звено 10, датчик угловой скорости тангажа 11, фильтр упругих колебаний 12, блок программного управления 13, третий сумматор 14, сервопривод основного органа управления 15, сервопривод дополнительного органа управления 16, датчик динамического давления 17, четвертый сумматор 18, второй усилитель 19, второй интегратор 20, пятый сумматор 21, третий усилитель 22, первое запоминающее устройство 23, шестой сумматор 24, второе апериодическое звено 25, компаратор 26, триггер 27, второе запоминающее устройство 28, седьмой сумматор 29 и четвертый усилитель 30. Ручка управления 1 соединена с датчиком 2 положения ручки, выход которого через блок формирования передаточных отношений с предварительным фильтром 3 соединен с первым входом первого сумматора 4. Выход датчика линейных ускорений 9 через первое апериодическое звено 10 соединен с вторым инверсным входом первого сумматора 4, выход которого соединен с входом усилителя с регулируемым коэффициентом передачи 5. Датчик динамического давления 17 соединен с управляющим входом усилителя 5, с выходом которого соединены каждый своим входом первый интегратор 6 и первый усилитель 8. Выход первого интегратора 6 соединен с первым входом второго сумматора 7, а выход первого усилителя 8 соединен с вторым входом второго сумматора 7, выход которого соединен с первым входом четвертого сумматора 18 и входом второго апериодического звена 25. Выход четвертого сумматора 18 через последовательно соединенные второй усилитель 19 и второй интегратор 20 соединен с первым входом пятого сумматора 21. Выход датчика угловой скорости тангажа 11 через фильтр упругих колебаний 12 соединен с вторым инверсным входом четвертого сумматора 18, с вторым инверсным входом пятого сумматора 21 и вторым входом компаратора 26, первый вход которого соединен с выходом второго апериодического звена 25. Выход пятого сумматора 21 соединен с входом третьего усилителя 22, вторым входом второго запоминающего устройства 28 и первым входом седьмого сумматора 29. Выход третьего усилителя 22 соединен с входом сервопривода 15 основного органа управления. Выход блока программного управления 13 соединен с входом третьего сумматора 14, выход которого соединен с входом первого запоминающего устройства 23. Выход первого запоминающего устройства 23 соединен с первым входом шестого сумматора 24, выход которого соединен с входом сервопривода 16 дополнительного органа управления. Выход второго запоминающего устройства 28 соединен с вторым инверсным входом седьмого сумматора 29, выход которого через четвертый усилитель 30 соединен с вторым входом шестого сумматора 24. Выход компаратора 26 соединен с входом триггера 27, выход которого соединен с управляющим входом первого запоминающего устройства 23 и управляющим входом второго запоминающего устройства 28. Система работает следующим образом. В исходном состоянии на выходе триггера 27 сформирован нулевой сигнал. Первое 23 и второе 28 запоминающие устройства работают в режиме отслеживания входного сигнала, т.е. сигнал на их выходе равен сигналу, поступающему на их вход. Перемещения ручки управления 1 преобразуются датчиком 2 положения ручки в сигнал, пропорциональный ее положению, который, пройдя через блок формирования передаточных отношений с предварительным фильтром 3, поступает на первый вход первого сумматора 4. Сигнал с выхода датчика линейных ускорений 9, пропорциональными текущей избыточной нормальной перегрузке nу изб. через первое апериодическое звено 10 поступает на второй инверсный вход первого сумматора 4, на выходе которого образуется сигнал
























































Коэффициент












тогда траектория движения для управления (4) практически совпадает с траекторией движения эталонного уравнения



При этом замкнутая система (4) устойчива при неограниченном возрастании коэффициента

































Заданное значение








Тогда передаточная функция W



Ее анализ показывает, что динамика замкнутого контура управления избыточной перегрузкой аналогична динамике астатических автоматов продольной устойчивости, проблема выбора параметров для которых достаточно широко исследована.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1