Статодинамический кренометр
Использование: навигационное приборостроение. Сущность: статодинамический креномер содержит акселерометр 1, измеритель угловых ускорений 2 и вычислительное устройство 3. Выходной сигнал акселерометра 1 поступает на вход вычислительного устройства 3, проходит через фильтр с передаточной функцией, K1(р), на выходе которого образуется значение статического крена, поступающее на вход устройства и на сумматор вычислительного устройства 3. Сигнал измерителя угловых ускорений 2 поступает на вход вычислительного устройства 3, проходит через фильтр с передаточной функцией K2(р), на выходе которого формируется значение динамического крена, поступающее на выход устройства и на сумматор вычислительного устройства 3. С выхода сумматора вычислительного устройства 3 снимается значение полного угла крена. 1 з. п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано в морском навигационном приборостроении для измерения углов качки судна.
Для точного измерения углов качки используются гировертикали [1] построенные на различных гироскопах и индикаторах горизонта (маятниках, акселерометрах). Гировертикали представляют собой достаточно сложный электромеханический прибор, включающий в себя карданов подвес, гироскоп, маятники (акселерометры), гироскопическую следящую систему, схему маятниковой (акселерометрической) коррекции. Большая номенклатура и сложность входящих устройств и прибора в целом определяют недостатки гировертикалей: ограниченную надежность, сравнительно высокую стоимость, необходимость периодического обслуживания. Кроме того, к недостаткам гировертикалей можно отнести и невозможность раздельного определения статистических и динамических составляющих углов качек. При допустимости менее точных измерений углов качек судна широко используются кренометры (дифферентометры), построенные на физическом маятнике или жидкостном уровне [1] Кренометры простые, надежные приборы, не требующие обслуживания, однако удовлетворительную точность они дают только на небольшом волнении; на интенсивном волнении погрешность кренометра из-за воздействия линейных ускорений на маятник достигает 50% от величины крена, что делает его непригодным даже для оценки бальности волнения. В качестве прототипа выбран статодинамический кренометр, содержащий акселерометр и табло статического и динамического углов крена [2] Для каждого вида крена существует своя шкала: для статического вертикальная, для динамического дугообразная. Статический крен при отсутствии качки измеряют с точностью




Формула изобретения
1. СТАТОДИНАМИЧЕСКИЙ КРЕНОМЕТР, содержащий акселерометр и табло статического и динамического углов крена, отличающийся тем, что он снабжен измерителем угловых ускорений, вычислительным блоком и табло полного угла крена, причем вычислительный блок выполнен двухканальным и включает в себя сумматор, подключенный к выходам упомянутых каналов, при этом выходы акселерометра и измерителя угловых ускорений подключены к входу вычислительного блока, выходы которого подключены к соответствующим табло статического, динамического и полного углов крена. 2. Кренометр по п.1, отличающийся тем, что измеритель угловых ускорений выполнен электрокинетическим, причем вычислительный блок по каналу измерителя угловых ускорений имеет передаточную функцию вида


РИСУНКИ
Рисунок 1