Способ контроля остойчивости и скорости судна
Использование: оперативный контроль остойчивости и скорости при эксплуатации судна. Сущность: измеряют период бортовой качки, осадки носом и кормой, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость ветра, координаты места судна и расстояние до ближайшего порта-убежища, определяют дисперсию волнового процесса, высоту волны 3%-ной обеспеченности, фактические показатели остойчивости, потерю скорости на волнении и время хода судна в порт-убежище. 1 ил.
Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля остойчивости и скорости судна в условиях эксплуатации, и может быть использовано при создании навигационных экспертных систем.
Известен способ контроля остойчивости, основанный на измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты. Изобретение направлено на повышение достоверности оценки безопасности эксплуатации судна за счет контроля остойчивости и скорости судна в условиях усиливающегося шторма. Технический результат достигается тем, что дополнительно измеряют осадки носом и кормой, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость ветра, координаты места судна и расстояние до ближайшего порта-убежища. На чертеже представлена обобщенная функциональная структурная схема устройства, реализующая предлагаемый способ. Способ контроля остойчивости и скорости судна осуществляется следующим образом. Измеряют период бортовой качки, осадки носом и кормой, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость ветра, координаты места судна и расстояние до ближайшего порта-убежища. По данным измерений устанавливают: 1. Дисперсию волнового процесса D
S
(
,
)d
где S
(
) спектральная плотность волнения. 2. Высоту волны 3%-ной обеспеченности в условиях усиливающегося шторма hw* hw + 0,0032 W2 ( gt / W )0,5 м (1) где hw 5,28 D
0,5 измеренная по известному способу высота волны 3%-ной обеспеченности, м; w скорость ветра, м/с; g ускорение свободного падения, м/с2; t время развития волнения, ч. 3. Фактические показатели остойчивости на волнении с высотой волны h* h
j, м, где h метацентрическая высота, полученная по известному способу при оценке остойчивости судна для высоты волны hw в зависимости от глубины акватории Hw; при Hw
0,5
используют математические модели остойчивости судна на глубокой воде; при Hw < 0,5
на мелководье;
длина волны, м;
h поправка, обусловленная влиянием изменения высоты волны на величину
hw hw* hw 4. Потерю скорости судна на волнении(
V / V )* [ ( Vo V ) / Vo 102 ++ d0 + d1
+ d2
2 (2) где Vo скорость судна на тихой воде; V измеренная скорость судна на волнении высотой hw; do 1,35
hw;d1=1,10;
hw;d2 0,36
hw;
курсовой угол волны (
= 0 на попутном волнении). 5. Время хода судна в порт-убежищеt 2 S / V [ 2 (
V / V )*
10-2 ч где S расстояние от места нахождения судна до порта-убежища, км (решение ведется методом итерация с учетом формул (1) и (2). Устройство для осуществления способа содержит датчик 1 бортовой качки, датчики 2 и 3 для измерения осадок судна носом и кормой, датчик 4 скорости ветра, сигналы от которых через коммутатор 5, аналого-цифровой преобразователь 6, и интерфейс 7 поступают для дальнейшей обработки в ЭВМ 8, где осуществляются операции по анализу исходной информации, математическому моделированию исследуемой ситуации и прогнозированию остойчивости и скорости судна в условиях усиливающегося шторма, на основании которого с помощью экспертной системы 9, включающей базу данных 10, базу знаний 11, механизм вывода 12 и интерфайс с пользователем 13, производится оценка опасности ситуации и даются практические рекомендации по обеспечению остойчивости, которые совместно с данными моделирования демонстрируются на экране цветной графической станции 14 и выводятся на печать с помощью принтера 15. Данные о координатах места судна 16 и расстоянии до ближайшего порта-убежища 17 вводятся пользователем через клавиатуру ЭВМ.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Изобретение относится к области судостроения, в частности к средствам измерения крена или дифферента плавучих средств, как в условиях качки, так и на спокойной воде
Способ контроля остойчивости судна // 2033370
Изобретение относится к области судостроения, в частности к способам контроля остойчивости судна в условиях эксплуатации, и может быть использовано при создании навигационных экспертных систем
Способ контроля остойчивости судна // 2033369
Изобретение относится к способам контроля остойчивости судна в условиях эксплуатации
Изобретение относится к инструментальным средствам судоходства, в частности к устройствам обеспечения безопасности судна
Способ контроля остойчивости судна // 1782863
Устройство контроля параметров качки судна // 1625773
Изобретение относится к судостроению, в частности к системам контроля параметров качки судна, и может быть использовано для контроля остойчивости судна при качке в условиях волнения
Система определения дифферента // 1586954
Изобретение относится к системам для измерения гидродинамических характеристик судна, а именно ходкости, за счет измерения дифферента судна
Устройство определения кренящего момента для систем контроля посадки и остойчивости судна // 1497106
Изобретение относится к судостроению
Способ кренования судна // 1495202
Изобретение относится к судостроению, а именно к испытаниям судов путем их кренования
Изобретение относится к области судостроения, в частности к средствам измерения крена или дифферента плавучих средств как в условиях волнения и качки, так и на спокойной воде, включая аварийные ситуации
Изобретение относится к судостроению и касается технологии контроля остойчивости и скорости эксплуатирующихся судов
Изобретение относится к судостроению и касается создания устройств для измерения угла крена или дифферента плавучих средств при всех эксплуатационных ситуациях
Способ контроля остойчивости судна // 2405712
Изобретение относится к области оперативного контроля остойчивости и скорости судна в условиях заливания палубы при движении судна на попутном волнении
Изобретение относится к области судостроения, в частности создания устройств для измерения угла крена или дифферента плавучих средств при всех эксплуатационных ситуациях
Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля остойчивости судна на разрушающемся на мелководье волнении
Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано для безопасной швартовки швартующегося судна к объекту швартовки
Статодинамический кренометр // 2057679
Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано в морском навигационном приборостроении для измерения углов качки судна
Измеритель фактической остойчивости судна // 2057680
Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано в морском приборостроении для измерения фактической остойчивости судна




















