Колесо транспортного средства
Изобретение относится к конструктивным элементам колеса самоходного кресла. Сущность: содержит диск 1 и множество роликов 2, установленных в пазах 3 на периферии диска 1 на тангенциально ориентированных осях 4 в подшипниковых узлах 5 и 6 с возможностью вращения и взаимодействия со ступенями лестницы по крайней мере передними торцами и цилиндрическими образующими консольных своих частей. Диск 1 выполнен с радиальными выступами 9 в продолжение плоских задних торцов 10 пазов 3. При подъеме колеса задним ходом на ступень лестницы ролик 2, взаимодействующий передним торцом с краем ступени, под действием силы P деформируется и упирается в диск 1. Последний препятствует дальнейшей изгибной деформации ролика 2, частично разгружая подшипниковые узлы 5 и 6. В результате повышается нагрузочная способность, устойчивость и проходимость по лестницам. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к движителям наземных безрельсовых транспортных средств, а именно к колесам транспортных средств повышенной проходимости, преимущественно самоходных инвалидных кресел.
Известны разнообразные колеса транспортных средств, содержащие диск со множеством роликов, равномерно расположенных по его окружности. Они обеспечивают высокую маневренность транспортного средства на ровной местности, но не предназначены для движения по лестницам. Требование проходимости по лестничным маршам предъявляется к инвалидным самоходным креслам и креслам-коляскам, а также к детским коляскам и к тележкам. Большинство технических решений, направленных на повышение проходимости по лестницам, предусматривает наличие дополнительных движителей и пассивных (ведомых) колес, применяемых специально для этой цели и устанавливаемых в нерабочее положение при эксплуатации транспортного средства на ровной поверхности. Дополнительные элементы шасси существенно увеличивают габариты, массу и стоимость транспортного средства, снижают надежность и проходимость вне лестничных маршей. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является колесо транспортного средства, содержащее диск, по периферии которого выполнены равномерно распределенные по окружности радиальные пазы с плоскими параллельными, расположенными симметрично относительно оси диска передней и задней стенками, в которых установлены подшипниковые узлы для поддерживания роликов, оси которых расположены перпендикулярно к стенкам радиальных пазов, причем максимальный радиус передней стенки меньше расстояния до оси наиболее удаленной точки ролика с учетом максимальной статической радиальной деформации ролика. Однако такие колеса плохо приспособлены для использования на инвалидных самоходных креслах-колясках, тележках и других транспортных средствах, предназначенных, в частности, для движения по лестничным маршам и местности с отдельными препятствиями. Недостатки их конструкции состоят, во-первых, в невозможности дополнительного усиления подшипниковых узлов подвески роликов с целью высокой допустимой нагрузки на них, так как это сопряжено с уменьшением высоты консольной части, необходимой для сцепления со ступенями лестницы (или бордюрным камнем), и соответственно с ухудшением проходимости. Во-вторых, конструкция способствует значительным деформациям (изгибу) консольной части ролика, взаимодействующего с краем (ребром) ступени в момент подъема колеса на очередную ступень, что ограничивает возможности уменьшения ширины и увеличения высоты его консольной части, что ухудшает проходимость. В-третьих, возможность вращения роликов при подъеме на ступень отрицательно сказывается на устойчивости прямолинейного движения по лестничному маршу и повышает вероятность соскальзывания колеса со ступени. Задачей, на решение которой направлено данное изобретение, является повышение нагрузочной способности, устойчивости и проходимости при движении по лестничным маршам. Для этого в колесе транспортного средства, содержащем диск, по периферии которого выполнены равномерно распределенные по окружности радиальные пазы с плоскими параллельными, расположенными симметрично относительно оси диска передней и задней стенками, в которых установлены подшипниковые узлы для поддержания роликов, оси которых расположены перпендикулярно к стенкам радиальных пазов, причем максимальный радиус передней стенки меньше расстояния до оси наиболее удаленной точки ролика с учетом максимальной статической радиальной деформации ролика, радиус кромки задней стенки больше радиуса кромки передней стенки паза. Кроме того, в колесе с перечисленными конструктивными признаками периферийные участки диска между пазами образованы пересечением двух плоскостей, расположенных параллельно оси диска, одна из которых расположена под прямым углом к задней стенке паза. Радиус кромки задней стенки каждого паза не более величины, rз max= (0,15+0,5




















Формула изобретения
1. КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее диск, по периферии которого выполнены равномерно распределенные по окружности радиальные пазы с расположенными симметрично относительно оси диска плоскими параллельными передней и задней стенками, в которых установлены подшипниковые узлы для поддержания роликов, оси которых расположены перпендикулярно стенкам радиальных пазов, причем максимальный радиус передней стенки меньше расстояния до оси наиболее удаленной точки ролика с учетом максимальной статической радиальной деформации ролика, отличающееся тем, что радиус кромки задней стенки больше радиуса кромки передней стенки паза. 2. Колесо по п.1, отличающееся тем, что периферийные участки диска между пазами образованы пересечением двух плоскостей, расположенных параллельно оси диска, одна из которых расположена под прямым углом к задней стенке паза. 3. Колесо по п.1, отличающееся тем, что радиус кромки задней стенки каждого паза не более величины
где a ширина ролика, м;
n число роликов в колесе;

РИСУНКИ
Рисунок 1