Привод с изменяемой геометрией
Авторы патента:
Использование: в транспортном машиностроении, а именно в конструкции ведущего колеса вездехода. Сущность: привод содержит ступицу, установленную с возможностью вращения относительно вала, ось поворота которой на жестко закрепленной на валу втулке не параллельна оси вала. Ступица установлена также с возможностью провертывания между дискообразных ведущих элементов, плоскости сопряжения которых со ступицей направлены под углом к оси вала так, что ось поворота ступицы перпендикулярна к ним и которые связаны со ступицей упругими элементами. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение может относится к транспортному машиностроению, конкретно к конструкции ведущего колеса вездехода.
Известен колесный движитель, имеющий жестко закрепленные с цилиндрической опорной поверхностью и установленные наклонно к оси приводного вала колеса [1] При качении такое колесо на поверхности грунта оставляет синусоидальный след. В этом случае при взаимодействии колеса с грунтом появляются дополнительные (к силам трения) загребающие и выталкивающие силы, направленные назад и вверх по отношению к направлению движения. Этим достигается увеличение проходимости. Практическое применение таких движителей ограничено, так как связано не только с технологическим трудностями выполнения колеса эллипсообразной формы с цилиндрическим ободом и соответствующей формы резины колеса, но и эксплуатационными: из-за жесткой связи колеса, с приводным валом которого при движении с высокими (или нормальными) скоростями по твердой поверхности присутствуют повышенные динамические нагрузки между колесом и грунтом (как и должно быть при качении эллипса), ведущие к активному износу резины колеса. Прототипом является привод ведущего колеса, содержащий приводной вал, на котором установлена с возможностью вращения относительно приводного вала ступица колеса с диском и упругие элементы, связывающие вал с диском, а также жестко установлена втулка, образующая цилиндрической поверхности которой не параллельна оси вращения вала, а ось внутреннего отверстия ступицы, установленной на втулке, параллельна образующей цилиндрической поверхности втулки [2] Привод обеспечивает достижение, состоящее в повышении тягово-сцепных свойств ведущего колеса при одновременной их автоматической регулировке. Основными недостатками этого привода является уменьшение проходимости и потеря управляемости колесом, потому что такое колесо при качении "восьмерит" по грунту (велосипедный термин), увеличивая сопротивления качению колеса на грунте и ступице, имеющей ось вращения не параллельную оси вращения приводного вала, и при этом оно не имеет жесткой или фрикционной связи с валом вообще, а в плоскости управления, т.е. в горизонтальной плоскости особенно, это делает колесо и не управляемым. Техническим результатом предлагаемого привода является автоматическое увеличение проходимости без потери управляемости и сохранении автоматической регулировки повышения тягово-сцепных свойств ведущего колеса. Указанный результат достигается тем, что ступица на втулке установлена с возможностью провертывания между сопрягаемых плоскостей дискообразных ведущих элементов, направленными под углом к оси приводного вала, так, что ось внутреннего отверстия ступицы, установленной на втулке, перпендикулярна к этим плоскостям, связанными упругими элементами со ступицей, причем один из дискообразных ведущих элементов закреплен на приводном валу жестко, а другой зацеплением вращения и подпирается другим упругим элементом с возможностью вдоль осевого перемещения и фиксации. Причем образующая цилиндрической поверхности ступицы, установленной на втулке, не параллельна, а диск с колесом закреплен на ступице нормально к оси вращения приводного вала. На фиг. 1 изображен схематический разрез привода; на фиг. 2 и 3 вид в плане и сбоку дискообразного ведущего элемента с упругими; на фиг. 4 и 5 - ступица (без диска) в плане и с боку. Привод содержит колесо 1 с диском 2, приводной вал 3, ступицу 4, установленную с возможностью вращения относительно приводного вала 3, ось O1-O1 поворота которой на жестко закрепленной на валу 3 втулке 5 не параллельна оси O-O вала 3, и упругие элементы 6, связывающие диск колеса с валом. Ступица 4 размещена также с возможностью провертывания между дискообразных ведущих элементов 7 и 8, плоскости сопряжения которых со ступицей 4 направлены под углом к оси O-O вала так, что ось O1-O1 поворота ступицы 4 перпендикулярна к этим плоскостям, и которые связаны со ступицей 4 упругими элементами 6. Ведущий элемент 7 закреплен на валу 3 жестко, а 8 зацеплением вращения, например, по скользящей посадке на шпонке или шлицевым соединением и т.п. и подпирается другим упругим элементом 9 с возможностью вдоль осевого перемещения регулировочной гайкой 10 и фиксацией контргайкой 11. При этом образующая цилиндрической поверхности ступицы 4, установленной на втулке 5, не параллельна, а диск 2 колеса 1 закреплен на ступице 4 нормально к оси O-O вращения приводного вала 3. Работа привода осуществляется следующим образом. Если усилия сопротивления качению колеса не вызывают реакции упругих элементов 6 и 9, то колесо катится как нормальное, известное. Когда указанные усилия бесконечно возрастают, то для их преодоления требуется повышение Mкр. на валу 3, а значит и на втулке 5 с дискообразными ведущими элементами 7 и 8, которые стремятся провернуться относительно заторможенного колеса в ступице 4, тогда фрикционная связь ослабляется и направление вектора нагрузки переводится плоскостями сопряжения дискообразных ведущих элементов 7 и 8 в плоскость, нормальную образующей втулки 5, т.е. на упругие элементы 6, при сжатии которых плоскость вращения колеса автоматически отклоняется от вертикали на некоторый угол

Формула изобретения
1. Привод с изменяемой геометрией, содержащий приводной вал, на котором установлена с возможностью вращения относительно приводного вала ступица колеса с диском и упругие элементы, связывающие вал с диском, а также жестко установлена втулка, образующая цилиндрической поверхности которой не параллельна оси вращения вала, а ось внутреннего отверстия ступицы, установленной на втулке, параллельна образующей цилиндрической поверхности втулки, отличающийся тем, что ступица на втулке установлена с возможностью провертывания между сопрягаемых плоскостей дискообразных ведущих элементов, направленных под углом к оси приводного вала так, что ось внутреннего отверстия ступицы, установленной на втулке, перпендикулярна к этим плоскостям, связанными упругими элементами со ступицей, причем один из дискообразных ведущих элементов закреплен на приводном валу жестко, а другой зацеплением вращения и подпирается другим упругим элементом с возможностью вдоль осевого перемещения и фиксации. 2. Привод по п.1, отличающийся тем, что образующая цилиндрической поверхности ступицы, установленной на втулке, не параллельна, а диск с колесом закреплен на ступице нормально к оси вращения приводного вала.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Похожие патенты:
Колесо, снабженное вспомогательными колесами // 2090373
Изобретение относится к колесам транспортных средств
Колесо для бескамерной широкопрофильной шины // 2088418
Изобретение относится к колесам транспортных средств, преимущественно легких снегоболотоходов на бескамерных широкопрофильных пневматических шинах низкого давления
Изобретение относится к горному транспорту и может быть использовано для откатки грузов в непрофильных выработках
Трактор // 2049677
Изобретение относится к механизации сельского хозяйства и сельскохозяйственного машиностроения и может быть использовано в транспортном машиностроении
Покрышка // 2046725
Покрышка автомобиля // 2046724
Изобретение относится к колесам транспортных средств и может использоваться для устранения возникающих при движении колеса неуравновешенных сил в нем
Самобалансирующая покрышка // 2046723
Колесо транспортного средства // 2042557
Изобретение относится к конструктивным элементам колеса самоходного кресла
Движитель транспортного средства // 2038218
Изобретение относится к движителям высокой проходимости, в частности, к колесам транспортных средств
Колесо транспортного средства // 2104880
Изобретение относится к области колесного производства, в частности к колесам с гибкими ободьями и гибкими связями между ободьями и ступицами
Упругое колесо транспортного средства // 2105675
Колесное транспортное средство и пневматическая шина для этого колесного транспортного средства // 2122504
Изобретение относится к вездеходным транспортным средствам и колесным движителям для них, преимущественно к колесам с пневматическими шинами
Колесо-генератор электромобиля // 2132782
Изобретение относится к транспортным средствам и может использоваться в электромобилях
Колесное плавающее транспортное средство // 2140363
Изобретение относится к транспортной технике и касается создания транспортных средств-амфибий с обычным негерметичным кузовом
Колесо с изменяемой конфигурацией обвода // 2152880
Движитель орлова в.п. // 2160188
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к движителям наземного, водного или воздушного транспортного средства
Колесо транспортного средства // 2222473
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозным колесам транспортных средств, и предназначено для использования преимущественно на объектах авиационной техники
Изобретение относится к области транспортного и с.-х