Упругое колесо
Изобретение относится к конструкции транспортных средств, преимущественно к крупногабаритным дорожно-транспортным машинам и вездеходам. Упругое колесо транспортного средства содержит упругие спицы 2, несущие на себе упругие опорные пневмоэлементы 3, связанные посредством трубопровода 4, имеющего клапан 5, с внутренним объемом бандажа-ступицы 1. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
(sl)s В 60 В 9/26, 19/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 4879473/11 (22) 01.11.90 (46) 07.09.93. Бюл, N. 33-36 (76) Серков А.Г. (54) УПРУГОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к конструкции транспортных средств, преимущественно к крупногабаритным дорожно-транспортным
Изобретение относится к конструкции транспортных средств, преимущественно, к крупногабаритным дорожно-транспортным машинам и вездеходам. Известны конструкции пневмоколес, которыми оснащаются современные транспортные средства, работающие в тяжелых дорожных условиях.
Недостатком известных конструкций пневмоколес является то, что упругих свойств пневматики недостаточно для создания комфортных условий для водителя, машины — приходится последнюю дооснащать соответствующими подвесками (пневмо, гидро, механическими), что связано с определенными трудностями как конструкторско-технологической подготовки, так и эксплуатационными, учитывая большую массу подрессоривания (диаметр колеса достигает 2-3 м) и большой ход подвески.
Наиболее близкими предложенному колеса являются конструкции колес, которые сочетают в себе как свойства колеса, так и подвески. Однако и эти конструкции не лишены недостатков. Непосредственный контакт упругих металлических спиц, обрезиненных, с дорожным покрытием приводит к обоюдному износу, ухудшает динами еские свойства колеса, что, в конечном счете, снижает проходимость.
„„RU „„2000216 С машинам и вездеходам. Упругое колесо транспортного средства содержит упругие спицы 2, несущие на себе упругие опорные пневмоэлементы 3, связанные посредством трубопровода 4, имеющего клапан 5, с внутрен»им объемом бандажа-ступицы 1, 1 э.п.ф-лы, 2 ил.
Цель изобретения — улучшение гребных свойств.
Указанная цель достигается тем, что у упругого колеса опорные элементы выполнены в виде пневмошин конической формы, соединенных воэдухопроводом со ступицей-воздухосборником; воэдухопровод снабжен перепускным клапаном; спицы выполнены парными по вертикали и горизонтали и установлены таким образом, что образуют между собой конус. заклинивающий шину при вращении колеса; пневмошины снабжены по средней линии с двух сторон продольными ребрами для закрепления пневмошин на парных спицах.
На фиг.1 изображено упругое колесо, общий вид; на фиг.2 — разрез А — А на фиг,1.
Упругое колесо состоит из бандажа 1 и закрепленных на нем упругих спиц 2, между спицами размещена пневмошина 3, которая воэдухопроводом 4 соединена с бандажом
1. Воздухопровод 4 снабжен перепускным клапаном 5. Соседние по периметру бандажа спицы могут быть дополнительно соединены дополнительными упругими спицами
6.
Работает конструкция следующим образом. Через ниппель (на рисунке не показан) воздух накачивается в полое
2000216 пространство бандажа 1 и через воздухопровод 4 и клапаны 5 заполняет одновременно пневмошины 3, закрепленные на упругих спицах 2, При качении колеса по опорной поверхности избыточным давлением, создаваемым s шине 3 при опирании на нее транспортного средства, часть воздуха через клапан 5 поступает во внутренний объем бандажа 1; в данном случае клапан 5, рассчитанный на малый пропуск воздуха, работает как дроссел ьный, т.е. создает условия, характерные для пневмоподвески. Таким образом, дополнительно к упругим свойствам пневмошины и спиц добавляется и пневмоподвеска, работающая внутри колеса, что обеспечивает более плавный ход и улучшает проходимость, притом, поскольку камера коническая, при малой нагрузке пятно контакта меньше, чем при большой, когда опирание осуществляется более широкой частью шины, ближе расположенной к бандажу.
Установка шин соответствует установке спиц и может быть как криволинейной, например, по эвольвенте, так и чисто радиальной, когда спицы изгибаются при контакте с опорной поверяностью, а по выходу из контакта снова заНимают радиальное положение, в последнем случае существенно облегчается реверс транспортного средства.
Дробление шины на отдельные. закрепляемые на спицах улучшает изготовление шин (увеличение серийности при меньших габаритах), сборку и замену в полевых условиях (масса меньше), повышает надежность (прокол одной не выводит колесо иэ строя), позволяет при износе опорной поверхности шины ввести в работу ее верхнюю часть, развернув шину на 180 в спицах.
Наличие большого объема ступицы улучшает охлаждение воздуха шин; ступица, для увеличения охлаждающей поверхно10 сти, может быть оребрена, Применительно к плавающим вездеходам наличие спиц с шинами увеличивает упор и делает ненужной установку гребного винта.
Формула изобретения
1. Упругое колесо, содержащее ступицу с закрепленными на ней упругими спицами
20 с установленными на них упругими опорными элементами, отл ич а ю ще ес я тем, что, с целью улучшения гребных свойств, спицы выполнены состоящими из двух Л-образных частей, между которыми закрепле25 ны упругие опорные элементы, выполненные в виде пневмокамер. имеющих продольные ребра для закрепления между указанными частями спиц.
2. Колесо по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я
30 тем, что пневмокамеры снабжены трубопроводом, имеющим перепускной клапан и связывающим полость пневмокамеры со ступицей колеса.
2000216
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Редактор
Заказ 3060
Составитель А.Серков
Техред М.Моргентал Корректор А.Обручар
Тираж Подписное
НПО "Поиск Роспатента
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5


