Фазочувствительный приемник для рельсовой цепи
Авторы патента:
Использование: в железнодорожной автоматике для рельсовых цепей. Сущность изобретения: устройство содержит блок определения амплитуды входного сигнала 1, пороговый элемент 2, блок определения среднего значения фазы входного сигнала 3, управляемый дискретизатор 4, сумматор 5, элемент задержки 6, компаратор 7, элемент И 9, генератор импульсов 10. 1 ил.
Изобретение относится к железнодорожной автоматике, в частности к устройствам контроля состояний рельсовых линий.
Известна рельсовая цепь, приемник которой осуществляет контроль состояний рельсовой линии по результатам изменения потребляемого тока и анализа полезного сигнала по амплитуде, фазе и форме. Недостатком этого приемника является то, что он не позволяет контролировать изменение состояния рельсовой линии по фазе полезного сигнала, поскольку опорный и информационный входы фазового детектора непосредственно соединены с выходом модулятора. Известен также фазочувствительный путевой приемник, содержащий дискриминатор, выполненный на однопереходном транзисторе. Дискриминатор сравнивает полярности информационного и опорного сигналов и в случае их совпадения начинает генерировать колебания. Полученный сигнал затем выпрямляется и подается на обмотку нейтрального реле. Этот приемник имеет два существенных недостатка. Первый небольшой рабочий диапазон изменения фазы информационного сигнала. Дискриминатор на однопереходном транзисторе будет устойчиво возбуждаться только в случае полного совпадения полярностей импульсов, подаваемых на эмиттер и одну из баз. В этом случае на нагрузке транзистора будет выделяться сигнал, длительность которого равна логическому произведению длительностей информационного и опорного сигналов. Колебания сопротивления балласта рельсовой линии, изменения сопротивления токопроводящих стыков приводят к изменениям фазы информационного сигнала. В результате условия возбуждения однопереходного транзистора отличаются от идеальных. Амплитуда постоянной составляющей на реле уменьшается, а при снижении ниже порога реле обесточивается, ложно зафиксировав занятое состояние рельсовой линии. Второй недостаток связан с подверженностью мешающему действию помех. Известно, что помехи рельсовых линий при электрической тяге по статистической структуре являются сосредоточенными по спектру. Спектральный анализ помех показывает, что они являются квазигармоническими и содержат гармоники кратные промышленной частоте 50 Гц. Гармоники помех также кратны частоте рабочего сигнала рельсовой цепи. В этом случае попадание гармонической помехи на информационный вход рассматриваемого путевого приемника вызовет возбуждение дискриминатора и, следовательно, подрабатывание исполнительного реле. Это снижает уровень надежности и безопасности функционирования устройств железнодорожной автоматики. Наиболее близким к предлагаемому устройству по технической сущности является фазочувствительный приемник, в котором оценивается и амплитуда, и фаза входного сигнала. Блоком, оценивающим амплитуду и фазу входного сигнала, можно считать автогенератор с подключенными к его входам вторичными обмотками путевого, дополнительного и местного трансформатора. Автогенератор же является и пороговым элементом, так как возбуждается лишь при определенном уровне путевого напряжения и соответствующей его фазе (учитывается фазовое соотношение путевого и напряжений вторичных обмоток дополнительного и местного трансформаторов). Таким образом известное устройство содержит блок оценки амплитуды входного сигнала с первым пороговым элементом и блок оценки фазы входного сигнала. Однако известный приемник обладает следующими недостатками. При колебаниях фазы информационного сигнала, происходящих вследствие изменений сопротивления балласта или сопротивления токопроводящих стыков, амплитуда результирующего колебания напряжения на входе автогенератора может уменьшаться ниже порогового уровня. В результате путевое реле обесточится, ложно зафиксировав занятое состояние рельсовой линии. Кроме того, воздействие случайных помех на информационный вход приемника приводит к возбуждению автогенератора и срабатыванию путевого реле. Это снижает уровень безопасности такого приемника. Цель изобретения повышение безопасности функционирования. Это обеспечивается следующим образом. Известно, что на входе приемника сигналов рельсовой линии действует смесь y(t) полезного сигнала Uп(t)cos(Wt
































































Формула изобретения
ФАЗОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ПРИЕМНИК ДЛЯ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ, содержащий блок определения среднего значения амплитуды входного сигнала, пороговый элемент и блок определения среднего значения фазы входного сигнала, отличающийся тем, что он снабжен управляемым дискретизатором, сумматорами, элементом задержки, компаратором, дополнительным пороговым элементом и элементом И, входы которого подключены к выходам одного и другого пороговых элементов, входы которых подключены соответственно к выходам одного и другого сумматоров, один, другой и третий входы первого сумматора подключены соответственно к выходу компаратора, один вход которого заземлен, а другой соединен с выходом первого сумматора, соединенным с входом элемента задержки, к выходу элемента задержки и к выходу блока определения среднего значения фазы входного сигнала, один вход которого соединен с первым выходом генератора импульсов, второй выход которого подключен к входу управления управляемого дискретизатора, выходом подключенного к входу блока определения среднего значения амплитуды входного сигнала, первому входу второго сумматора и второму входу блока определения среднего значения фазы входного сигнала, третий вход которого подключен к одному выходу блока определения среднего значения амплитуды входного сигнала, другой выход которого подключен к второму входу второго сумматора, а блок определения среднего значения фазы входного сигнала включает в себя перемножители, вычитатели, сумматоры, делители, вычислитель синусов и косинусов, элементы задержки, генератор сигнала фиксированной частоты и генератор сигнала фиксированного уровня 0,5, причем выход первого перемножителя подключен к входам первого сумматора, выходом подключенного к входу вычислителя синусов и косинусов, синусным выходом подключенного к одному входу второго перемножителя, выходом подключенного к одному входу второго сумматора, первые входы третьего и четвертого перемножителей подключены к косинусному выходу вычислителя синусов и косинусов, выход третьего перемножителя подключен к одним из входов вычитателей, другой вход одного из которых подключен к выходу генератора сигнала фиксированного уровня 0,5, а выход соединен с вторым входом четвертого перемножителя, выход которого подключен к второго входу второго перемножителя, выход которого соединен с первым входом третьего сумматора, второй вход которого подключен к соединенному с вторым входом третьего сумматора выходу первого делителя, третьи входы второго и третьего сумматоров подключены к собственным выходам через один и другой элементы задержки соответственно, второй вход первого сумматора соединен с выходом второго делителя, а выход первого перемножителя соединен с выходом генератора сигнала фиксированной частоты, при этом вторым входом первого перемножителя и входом первого делителя образован первый вход блока, вторым входом второго вычитателя и вторым входом третьего перемножителя соответственно второй и третий входы блока, а выходом второго делителя - выход блока.РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Изобретение относится к железнодорожной автоматике, в частности к устройствам регулирования движения поездов, и может быть использовано в схемах автоблокировки и электрической централизации
Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике, а именно к устройствам контроля и измерения параметров рельсовых цепей
Рельсовая цепь // 2030316
Устройство для контроля за движением поезда // 2028239
Изобретение относится к железнодорожной автоматике и может быть использовано в системах интервального регулирования движения поездов
Рельсовая цепь // 2026224
Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, в частности к интервальному регулированию движения поездов
Рельсовая цепь // 2025361
Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, в частности к устройствам интервального регулирования движения поездов
Устройство для отслеживания движения поезда // 2025360
Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, в частности к контролю за движением поездов
Рельсовая цепь // 2025359
Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, в частности к контролю за движением поездов
Изобретение относится к области автоматики и сигнализации для регулирования движения поездов
Приемник для рельсовой цепи // 2104199
Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, в частности к устройствам контроля состояний рельсовых линий
Изобретение относится к железнодорожной автоматике и может быть использовано для контроля состояний рельсовых линий в централизованных системах автоблокировки
Изобретение относится к устройствам сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожном транспорте, а конкретно, к устройствам интервального движения поездов на перегонах
Рельсовая цепь тональной частоты // 2116215
Изобретение относится к устройствам сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожном транспорте, а конкретно к устройствам интервального регулирования движения поездов на перегонах
Изобретение относится к железнодорожной автоматике, в частности к контролю за движением поездов, свободностью и исправностью рельсовой линии
Рельсовая цепь // 2120878
Изобретение относится к устройствам железнодорожной автоматики и телемеханики, а именно к устройствам рельсовых цепей, и может быть использовано в системах интервального регулирования движения поездов на железнодорожном транспорте и линиях метрополитена
Рельсовая цепь // 2127685
Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике, в частности к системам интервального регулирования движения поездов
Изобретение относится к области автоматики для рельсового транспорта, в частности к устройствам для контроля свободности (занятости) коротких участков рельсового пути, неизолированных от соседних частей пути
Устройство автоматической блокировки с рельсовыми цепями тональной частоты без изолирующих стыков // 2149785
Изобретение относится к устройствам сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожном транспорте, в частности к устройствам интервального регулирования движения поездов на перегонах