Способ контроля свободности путевого участка и фазочувствительная рельсовая цепь
Использование: для контроля свободности путевого участка. Сущность изобретения: осуществляется сравнение заданной разности фаз сигнального тока в начале и конце рельсовой линии с зафиксированными при проследовании поезда. Устройство содержит два блока контроля нулевого значения сигнала, два триггера, пять счетчиков, генератор импульсов, три элемента ИЛИ, элемент И - ИЛИ и два элемента И. Счетчики выполнены в виде счетчиков Джонсона. 2 с.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, в частности к интервальному регулированию движения поездов.
Широко известен способ контроля состояние путевого участка посредством рельсовой цепи с нейтральным электромагнитным реле. Известен способ контроля (выбранный в качестве прототипа) посредством рельсовой цепи с фазочувствительным приемником, который реагирует как на уровень сигнала, так и на его фазу относительно опорного напряжения. Известна фазочувствительная рельсовая цепь, выбранная в качестве прототипа, содержащая источник питания с ограничителем, рельсовую линию, согласующий трансформатор, к которому последовательно подключены конденсатор и фазочувствительный приемник. Недостаток известного способа и устройства, как и всех эксплуатируемых в настоящее время рельсовых цепей, заключается в том, что на достоверность контроля состояния путевого участка влияет величина сопротивления поездного шунта (должна быть не более 0,06 Ом) и удельное значение сопротивления изоляции (должна быть не менее 1 Ом х км, а в укороченных рельсовых цепях до 0,1 Ом х км). Цель изобретения - повышение надежности действия неограниченной рельсовой цепи за счет отслеживания фазы путевого приемника при приближении к рельсовой цепи и удалении от нее поездного шунта. Поставленная цель достигается тем, что в способе контроля состояние путевого участка посредством фазочувствительного приемника, реагирующего на фазу сигнала, осуществляется отслеживанием изменения фазы сигнала, которая при проследовании поезда должна быть последовательно зафиксирована в четырех заданных диапазонах. Выполнение упомянутого требования воспринимается устройством как проследование поезда, невыполнение - занятость участка. Фазочувствительная рельсовая цепь содержит источник питания, подсоединенный через ограничитель тока к одному концу рельсовой линии, к другому концу которой посредством согласующего трансформатора подсоединен конденсатор. В качестве приемника подключен блок контроля нулевого значения сигнала (БКНЗС), выход которого соединен с одним из входов первого триггера, второй вход которого подсоединен к выходу второго аналогичного блока, а выход - к входам сброса первого (делитель) и второго (счетчик Джонсона) счетчиков, одному из входов элемента И и входу синхронизации регистра, вход данных которого соединен с выходами данных второго счетчика, тактовый вход которого соединен с выходами первого счетчика, тактовый вход которого соединен с выходом генератора и тактовым входом третьего счетчика, вход сброса которого соединен с одним входом второго логического элемента И и одним из выходов пятого счетчика, а выход - с одним из входов второго триггера, второй вход которого через резистор и тумблер соответственно соединен с минусовым и плюсовым полюсами источника питания, а выход - со вторым входом второго элемента И. Второй вход первого элемента И соединен с выходом комбинированного элемента, а выход - с тактовым входом четвертого счетчика (делитель), выход которого соединен с тактовым входом пятого счетчика (счетчик Джонсона), вход сброса которого соединен с одним из своих выходов, а остальные выходы - с частью входов комбинированного элемента, остальные входы через первый, второй и третий элемент ИЛИ, а также непосредственно соединены с выходами регистра. Заявленный контроль фазы сигнала путевого приемника посредством предложенного устройства способствует достижению цели изобретения. Это позволяет сделать вывод, что заявленные изобретения связаны между собой единым изобретательским замыслом. Сравнение заявляемого технического решения с прототипом позволило установить соответствие их критерию "новизна". При изучении других известных технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявляемые изобретения от прототипа, не были выявлены и потому они обеспечивают заявляемому техническому решению соответствие критерию "существенные отличия". П р и м е р осуществления способа. На искусственной неограниченной рельсовой линии была собрана рельсовая цепь, в которой не были предусмотрены изолирующие стыки, длина рельсовой линии составляла 1,25 км и несущественно были скорректированы значения Rп, R3, Ср и коэффициент трансформации релейного трансформатора. Согласно заявляемому способу был осуществлен контроль состояния рельсовой цепи по изменению фазы сигнала путевого приемника относительно опорного напряжения при перемещении нормативного шунта. Перемещение шунта осуществлялось первоначально по смежной рельсовой линии с координаты - 1,75 (1750 м до релейного конца) в сторону релейного конца, затем по данной рельсовой линии (от 0 до 1250 м) и далее по другой смежной рельсовой линии (от питающего конца до 2500 м). За начало отсчета принят релейный конец. Координата питающего конца 1250 м. На фиг.1 показаны кривые















Формула изобретения
1. Способ контроля свободности путевого участка, заключающийся в том, что задают величину разности фазы сигнального тока в рельсовой линии в начале и конце контрольного участка пути при наличии поезда на участке, определяют фазу сигнального тока в рельсовой линии в начале контрольного участка и в конце контрольного участка, фиксируют разность между ними, которую сравнивают с заданной, и, в случае равенства заданной величины разности фаз сигнального тока и определенной, фиксируют следование поезда по контрольному участку пути, отличающийся тем, что определяют четыре контрольные точки, одна из которых расположена на предыдущем контрольном участке, смежном с данным, другая - в начале данного контрольного участка, третья - в конце данного контрольного участка и четвертая - на последующем контрольном участке, смежном с данным, и задают соответственно четыре величины разности фаз сигнального тока в рельсовой линии в начале и конце данного контрольного участка при проследовании поездом указанных контрольных точек, которые сравнивают с определенной величиной разности фаз сигнального тока в рельсовой линии в начале и конце данного контрольного участка, а фиксацию проследования поездом данного контрольного участка осуществляют после последовательной фиксации равенства разности фаз сигнального тока в начале и конце рельсовой линии данного контрольного участка заданным упомянутым четырем величинам разности фаз сигнального тока. 2. Фазочувствительная рельсовая цепь, содержащая источник питания, подключенный через ограничитель тока к рельсам на одном конце рельсовой линии, к рельсам на другом конце которой подключена одна обмотка согласующего трансформатора, к одному выводу другой обмотки которого подключена обкладка конденсатора, отличающаяся тем, что она снабжена триггерами, генератором импульсов, счетчиками импульсов, регистром, элементами И, ИЛИ и И-ИЛИ, резистором, переключателем и блоками контроля нулевого значения сигнала, вход одного из которых подключен к другой обкладке конденсатора и другому выводу второй обмотки согласующего трансформатора, а выход соединен с одним из входов первого триггера, второй вход которого подключен к выходу другого блока контроля нулевого значения сигнала, а выход - к входам сброса первого и второго счетчиков, первому входу первого элемента И и входу синхронизации регистра, входы данных которого соединены с выходами второго счетчика, тактовый вход которого соединен с выходом генератора импульсов, соединенным с входом третьего счетчика, вход сброса которого соединен с одним из выходов четвертого счетчика, подключенным к одному входу четвертого элемента И, а выход - с одним из входов второго триггера, другой вход которого через резистор и контакт переключателя соединен соответственно с минусовым и плюсовым полюсами источника питания, а выход - с вторым входом второго элемента И, второй вход первого элемента И соединен с выходом элемента И-ИЛИ, а выход - с тактовым входом пятого счетчика импульсов, выход которого соединен с тактовым входом четвертого счетчика импульсов, вход сброса которого соединен с одним из собственных выходов, а другие выходы пятого счетчика - с одними входами элемента И-ИЛИ, другие входы которого соединены с выходами первого, второго и третьего элементов ИЛИ и с одними из выходов регистра, другие входы которых подключены к входам элементов ИЛИ, при этом второй и четвертый счетчики импульсов выполнены в виде счетчиков Джонсона.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Похожие патенты:
Рельсовая цепь // 2025361
Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, в частности к устройствам интервального регулирования движения поездов
Устройство для отслеживания движения поезда // 2025360
Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, в частности к контролю за движением поездов
Рельсовая цепь // 2025359
Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, в частности к контролю за движением поездов
Изобретение относится к области автоматики и сигнализации для регулирования движения поездов
Приемник для рельсовой цепи // 2019459
Устройство для питания рельсовой цепи // 2017646
Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике, в частности к устройствам для питания рельсовой цепи с преобразователями частоты
Устройство для питания рельсовой цепи // 2017645
Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике, в частности к устройствам для питания рельсовой цепи с преобразователями частоты
Рельсовая цепь // 2016801
Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, в частности к устройствам регулирования движения поездов и может быть использовано как на станциях, так и на перегонах
Рельсовая цепь // 2004462
Рельсовая цепь // 2001805
Приемник для рельсовой цепи // 2104199
Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, в частности к устройствам контроля состояний рельсовых линий
Изобретение относится к железнодорожной автоматике и может быть использовано для контроля состояний рельсовых линий в централизованных системах автоблокировки
Изобретение относится к устройствам сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожном транспорте, а конкретно, к устройствам интервального движения поездов на перегонах
Рельсовая цепь тональной частоты // 2116215
Изобретение относится к устройствам сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожном транспорте, а конкретно к устройствам интервального регулирования движения поездов на перегонах
Изобретение относится к железнодорожной автоматике, в частности к контролю за движением поездов, свободностью и исправностью рельсовой линии
Рельсовая цепь // 2120878
Изобретение относится к устройствам железнодорожной автоматики и телемеханики, а именно к устройствам рельсовых цепей, и может быть использовано в системах интервального регулирования движения поездов на железнодорожном транспорте и линиях метрополитена
Рельсовая цепь // 2127685
Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике, в частности к системам интервального регулирования движения поездов
Изобретение относится к области автоматики для рельсового транспорта, в частности к устройствам для контроля свободности (занятости) коротких участков рельсового пути, неизолированных от соседних частей пути
Устройство автоматической блокировки с рельсовыми цепями тональной частоты без изолирующих стыков // 2149785
Изобретение относится к устройствам сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожном транспорте, в частности к устройствам интервального регулирования движения поездов на перегонах