Сигнализатор загрузки двигателя
Изобретение относится к измерительной технике, в частности к сигнализаторам загрузки двигателя, и может быть применено для определения загрузки и экономичных режимов работы двигателя. Сущность изобретения: с целью повышения точности определения экономичного режима работы двигателя и улучшения условий труда водителя при выборе экономичного режима сигнал с электроконтактного датчика 1 положения рейки топливного насоса анализируется на его длительность логической "1" - время Т1 и длительность логического "0" - время Т2. Если отношение Т2/Т1 равно заданному, то на индикаторе 15 индицируется оптимальный режим. Если отношение Т2/Т1 меньше заданного, то элемент световой индикации 15 мигает, что сигнализирует о перегрузке двигателя. 3 ил.
Изобретение относится к измерительной технике и может быть применено для определения загрузки и экономичных режимов работы двигателей внутреннего сгорания.
Известно устройство для определения степени загрузки, например, тракторного двигателя при неустановившемся режиме работы, содержащее рычажную систему, связанную с рейкой топливного насоса и скользящими контактами, замыкающими электрические цепи световых сигналов, соответствующих различным диапазонам загрузки двигателя [1]. Недостатками известного устройства являются сложность рычажной системы и скользящих контактов, трудности в настройке и эксплуатации. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является сигнализатор загрузки двигателя, содержащий датчик положения рейки топливного насоса, три элемента НЕ, элемент ИЛИ-НЕ, четыре элемента задержки сигналов, четыре электронных ключа, световой индикатор [2]. В режимах недогрузки, перегрузки и оптимальном вырабатывается различная импульсная последовательность сигналов "0" и "1" на выходе датчика, которая сигнализатором преобразуется в сигнал, управляющим соответствующими световыми индикаторами. Однако при оптимальной загрузке двигателя соотношение времени замыкания и размыкания контактов датчика находится в определенной пропорции, например, 1:6. В указанном же сигнализаторе определение оптимального режима задается жесткими задержками, например 1 с и 6 с. Поэтому, если время замыкания контактов датчика будет равно 1,5 с, а время размыкания - 9 с, то сигнализатор в течение 1 с будет указывать оптимальный режим, затем - 0,5 с - перегрузка, далее в течение 6 с - оптимальный режим и в течение 3 с - недогрузка, хотя двигатель работает в оптимальном режиме, так как соотношение 1,5:9 = =1:6. Изобретение направлено на повышение точности определения экономичного режима работы двигателя и улучшение условий труда водителя при выборе экономичного режима. Это достигается тем, что в сигнализатор загрузки двигателя, содержащий электроконтактный датчик положения рейки топливного насоса, выход которого соединен с входом элемента НЕ, и световой индикатор, введены генератор тактовых импульсов, делитель частоты, три элемента И, формирователь импульсов, два счетчика, управляемый делитель частоты, регистр, элемент ИЛИ, задатчик кода и схему сравнения, первый вход которой соединен с выходом задатчика кодов, а второй - с выходом регистра, выход "равно" схемы сравнения соединен с первым входом элемента ИЛИ, выход "меньше" - с первым входом первого элемента И, выход которого подключен к второму входу элемента ИЛИ, соединенного выходом со световым индикатором, выход датчика положения рейки топливного насоса соединен с первым входом второго элемента И и входом формирователя импульсов, первый выход которого соединен с входом сброса второго счетчика и входом управления регистра, а второй выход - с входом сброса первого счетчика, вход регистра соединен с выходом первого счетчика, счетный вход которого подключен к выходу управляемого делителя частоты, соединенного входом с выходом третьего элемента И, а входом управления - с выходом второго счетчика, выход элемента НЕ соединен с первым входом третьего элемента И, второй вход которого подключен к выходу генератора тактовых импульсов и входу делителя частоты, первый выход которого соединен с вторым входом второго элемента И, а второй выход - с вторым входом первого элемента И, выход второго элемента И соединен со счетным входом второго счетчика. На фиг. 1 изображена структурная схема сигнализатора загрузки двигателя; на фиг. 2 - пример структурной схемы сигнализатора загрузки двигателя при его выполнении на базе однокристальной микроЭВМ; на фиг. 3 - структурная схема алгоритма работы однокристальной микроЭВМ. На фиг. 1 показаны электроконтактный датчик 1 положения рейки топливного насоса, элемент НЕ 2, элемент И 3, формирователь импульсов 4, генератор тактовых импульсов 5, элемент И 6, делитель частоты 7, счетчик 8, управляемый делитель частоты 9, счетчик 10, регистр 11, схемы сравнения 12, задатчик кода 13, элемент ИЛИ 14, элемент индикации 15, элемент И 16. На фиг. 2 изображены генератор тактовых импульсов 17, однокристальная микроЭВМ 18, регистр адреса 19, программируемое запоминающее устройство 20, генератор импульсов 21, элемент И 22, элемент ИЛИ 23. На фиг. 3 изображены операторы начала 24, обнуления 25 счетчиков и ячеек памяти А1, А2, начала 26 и 24, обнуления 25 с условного перехода при разряде INO = 1, позицией 27 "+" 1 в счетчик 2, позицией 28 паузы















Формула изобретения
СИГНАЛИЗАТОР ЗАГРУЗКИ ДВИГАТЕЛЯ, содержащий электроконтактный датчик положения рейки топливного насоса, выход которого соединен с входом элемента НЕ, и световой индикатор, отличающийся тем, что в него введены генератор тактовых импульсов, делитель частоты, три элемента И, формирователь импульсов, два счетчика, управляемый делитель частоты, регистр, элемент ИЛИ, задатчик кода и схема сравнения, первый вход которой соединен с выходом задатчика кодов, а второй - с выходом регистра, выход "Равно" схемы сравнения соединен с первым входом элемента ИЛИ, выход "Меньше" - с первым входом первого элемента И, выход которого подключен к второму входу элемента ИЛИ, соединенного выходом со световым индикатором, выход датчика положения рейки топливного насоса соединен с первым входом второго элемента И и входом формирователя импульсов, первый выход которого соединен с входом сброса второго счетчика и входом управления регистра, а второй выход - с входом сброса первого счетчика, вход регистра соединен с выходом первого счетчика, счетный вход которого подключен к выходу управляемого делителя частоты, соединенного входом с выходом третьего элемента И, а входом управления - с выходом второго счетчика, выход элемента НЕ соединен с первым входом третьего элемента И, второй вход которого подключен к выходу генератора тактовых импульсов и входу делителя частоты, первый выход которого соединен с вторым входом второго элемента И, а второй выход - с вторым входом первого элемента И, выход второго элемента И соединен со счетным входом второго счетчика.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3