Датчик детонации
Изобретение относится к контролю вибрации двигателей внутреннего сгорания и предназначено для систем электронного управления двигателями внутреннего сгорания. Изобретение позволяет увеличить конструкторский запас по частотным свойствам, повысить значения коэффициента преобразования и равномерности амплитудно-частотной характеристики, стабильности вышеперечисленных характеристик в процессе изготовления и эксплуатации, а также повысить технологичность. Датчик детонации содержит заключенные в электроизоляционный корпус основание в виде втулки с фланцем, на котором установлены пьезоэлемент, инерционный элемент, поджатый к пьезоэлементу посредством пружины и крепежного элемента, средство для защиты от воздействия электроизоляционного корпуса, охватывающее пьезоэлемент, инерционный элемент и пружину, а также токосъемники, электроизоляционные прокладки и токовыводы, соединенные с токосъемниками. Средство для защиты выполнено в виде электроизоляционного антиадгезионного покрытия, дополнительно охватывающего крепежный элемент. Значение модуля упругости материала покрытия меньше значения модуля упругости материала электроизоляционного корпуса. Электроизоляционные прокладки и токосъемники выполнены за одно целое. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к области контроля вибрации двигателей внутреннего сгорания, а именно к датчикам детонации широкополосного типа, применяемым в системах электронного управления двигателями внутреннего сгорания.
Наиболее важными характеристиками датчиков детонации широкополосного типа являются - ширина полосы пропускания частоты виброколебаний (рабочий частотный диапазон); - равномерность амплитудно-частотной характеристики в рабочем частотном диапазоне; - стабильность коэффициента преобразования и вышеперечисленных характеристик в процессе эксплуатации при воздействии дестабилизирующих факторов, связанных с работой двигателя внутреннего сгорания (высокая температура, механические и тепловые удары и т.п.); - технологичность и низкая себестоимость в условиях массового производства. В практике автомобилестроения существуют различные типы датчиков детонации широкополосного типа. Известен датчик детонации широкополосного типа /1/, представляющий заключенное без зазора в электроизоляционный корпус основание, выполненное в виде втулки с фланцем, на котором последовательно снизу вверх установлены пьезоэлемент с токосъемниками, инерционный элемент, тарельчатая пружина и гайка. Токосъемники электрически изолированы от основания и инерционного элемента с помощью двух электроизоляционных прокладок, одна размещена между нижним токосъемником и фланцем основания, а другая - между верхним токосъемником и инерционным элементом. На корпусе сформирован соединитель, содержащий два токовывода, соединенные с токосъемниками. Однако такая конструкция обладает существенными недостатками: 1) из-за отсутствия зазора между корпусом и пьезоэлементом, последний при действии инерционных сил вдоль оси датчика испытывает сложное объемное сжатие, т.к. помимо продольного сжатия пьезоэлемент претерпевает ограничение деформирования в поперечных направлениях (см. фиг. 1). Для такой схемы суммарный заряд, генерируемый на торцевых электродах пьезоэлемента, в этом случае будет определяться как Q






P - давление. Если принять, что
d33

d31 = d32

S1 = S2


а давление Р одинаково по всем направлениям, то суммарный заряд
Q



Q1= P




Тем самым за счет ограничения деформирования пьезоэлемента в поперечных (нерабочих) направлениях при его осевом сжатии суммарное значение генерируемого заряда примерно на 20% меньше расчетного. Скомпенсировать снижение коэффициента преобразования возможно за счет увеличения массы инерционного элемента. Однако с увеличением массы инерционного элемента возрастают габариты датчика и происходит снижение значения нижней резонансной частоты, влекущей за собой уменьшение рабочего частотного диапазона;
2) в рабочем диапазоне температур датчика от - 40oC до +150oC из-за существенной разницы температурных коэффициентов линейного расширения материала электроизоляционного корпуса - 3,5



3) корпус датчика, а также присоединенный к электрическому соединителю датчика кабель из-за непосредственного соприкосновения электроизоляционного корпуса с пьезоэлементом приводят к непрогнозируемому изменению значения коэффициента преобразования и уменьшению значения нижней резонансной частоты, что особенно проявляется в процессе эксплуатации;
4) относительно большое количество последовательно сопрягаемых деталей, от состояния качества механической обработки торцевых поверхностей и жесткостей которых зависит значение нижней резонансной частоты, уменьшающей ширину рабочего частотного диапазона. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является датчик детонации широкополосного типа /2/, содержащий заключенные без зазора в электроизоляционный корпус основание и крепежный элемент. Основание выполнено в виде втулки с фланцем, на котором последовательно снизу вверх установлены пьезоэлемент с токосъемником на нижней плоскости, инерционный элемент и пружина, один край которой установлен на верхней плоскости инерционного элемента, а на корпусе сформирован электрический соединитель, содержащий два токовывода, первый токовывод соединен с токосъемником. Между токовыводами введено средство для защиты от воздействия электроизоляционного корпуса, выполненное в виде электроизоляционной распорной втулки, охватывающей пьезоэлемент, инерционный элемент и пружину. Инерционный элемент и пружина выполнены электропроводными. Второй токовывод размещен между верхним краем пружины и крепежным элементом. Пьезоэлемент охвачен первым токовыводом. Пружина выполнена тарельчатой и установлена на инерционный элемент основанием меньшего диаметра, а корпус выполнен из реактопластов. Между токосъемником и фланцем основания, а также между вторым токовыводом и крепежным элементом установлены нижняя и верхняя электроизоляционные прокладки соответственно. Этот датчик является прототипом. Такая конструкция датчика детонации за счет отсутствия соприкосновения электроизоляционного корпуса с пьезоэлементом, инерционным элементом и пружиной по сравнению с датчиком /1/ обладает более широкой полосой пропускания частот (до 10 кГц), небольшим значением неравномерности амплитудно-частотной характеристики (не более


во-первых, используется большое количество деталей, входящих в конструкцию датчика;
во-вторых, использование электроизоляционной распорной втулки, ограждающей пьезоэлемент, инерционный элемент и пружину от непосредственного соприкосновения с электроизоляционным корпусом, приводит к необходимости соблюдения и реализации очень жестких геометрических допусков и отклонений при изготовлении этих деталей вследствие замкнутой размерной цепи сопрягаемых элементов;
в-третьих, сохраняется нежелательное воздействие (из-за адгезии) электроизоляционного корпуса на крепежный элемент как при изготовлении, так и при эксплуатации, что выражается в ухудшении характеристик датчика, а именно уменьшении ширины рабочего частотного диапазона, нестабильности коэффициента преобразования. Тем самым увеличивается процент брака при изготовлении и снижаются эксплуатационные свойства датчика. Задача изобретения - увеличение конструкторского запаса по частотным свойствам (расширение рабочего частотного диапазона), повышение значения коэффициента преобразования и равномерности амплитудно-частотной характеристики, стабильности вышеперечисленных характеристик в процессе изготовления и эксплуатации, а также повышение технологичности. Технический результат достигается тем, что в известном датчике детонации, содержащем заключенные в электроизоляционный корпус основание в виде втулки с фланцем, на котором установлены пьезоэлемент, инерционный элемент, поджатый к пьезоэлементу посредством пружины и крепежного элемента, а также токосъемники, электроизоляционные прокладки, токовыводы, соединенные с токосъемниками и средство для защиты от воздействия электроизоляционного корпуса, охватывающее пьезоэлемент, инерционный элемент, пружину, новым является то, что средство защиты дополнительно охватывает крепежный элемент и выполнено в виде электроизоляционного антиадгезионного покрытия со значением модуля упругости, меньшим значения модуля упругости материала электроизоляционного корпуса. Кроме того, электроизоляционные прокладки и токосъемники выполнены за одно целое. Увеличение конструкторского запаса по частотным свойствам (расширение рабочего частотного диапазона), повышение значения коэффициента преобразования и равномерности амплитудно-частотной характеристики достигается тем, что выполнением средства для защиты от воздействия электроизоляционного корпуса в виде электроизоляционного антиадгезионного покрытия со значением модуля упругости, меньшим значения модуля упругости материала электроизоляционного корпуса, обеспечивается свобода деформирования пьезоэлемента, инерционного элемента, пружины и крепежного элемента за счет "зазора" между ними и корпусом и тем самым устраняется непосредственное воздействие распределенной массы корпуса и присоединенного к электрическому соединителю датчика кабеля на пьезоэлемент, инерционный элемент, пружину и крепежный элемент. Кроме того, использование электроизоляционных прокладок и токосъемников, выполненных за одно целое, уменьшает количество сопрягаемых деталей, увеличивает продольную жесткость и, следовательно, приводит к расширению рабочего частотного диапазона и повышению равномерности амплитудно-частотной характеристики. Повышение стабильности основных технических характеристик датчика в процессе эксплуатации достигается также тем, что введением электроизоляционного антиадгезионного покрытия при изменении температуры устраняется воздействие деформации электроизоляционного корпуса, вызванной различием коэффициентов линейного расширения последнего и деталей датчика. Повышение технологичности и стабильности характеристик датчика в процессе изготовления обеспечивается тем, что за счет использования электроизоляционного антиадгезионного покрытия устраняется непосредственное воздействие электроизоляционного корпуса на детали датчика и тем самым уменьшается диапазон изменений основных технических характеристик, а следовательно, количество брака, что существенно сказывается на себестоимости датчика. Такое исполнение также снимает жесткие требования по выбору материала корпуса. Выполнение электроизоляционной прокладки и токосъемника в виде одной детали сокращает количество деталей в датчике, что также сказывается на повышении технологичности. Рассмотрим более подробно особенности совокупности отличительных признаков заявляемого датчика детонации широкополосного типа. Суть заявляемого технического решения ясна из прилагаемых разъяснений и иллюстраций, где фиг.1 - пьезоэлемент датчика детонации, фиг.2 - конструктивная схема датчика детонации, фиг.3 - амплитудно-частотная характеристика датчика детонации. На фиг.2 показано:
1 - электроизоляционный корпус;
2 - основание;
3 - фланец основания;
4 - пьезоэлемент;
5 - электроизоляционная прокладка;
6 - токосъемник электроизоляционной прокладки;
7 - инерционный элемент;
8 - пружина;
9 - крепежный элемент;
10, 11 - токовыводы;
12 - средство защиты (электроизоляционное антиадгезионное покрытие);
13 - электрический соединитель. На фиг.3 показано:
Fн - нижнее значение резонансной частоты;





где A - амплитуда виброускорения;

m - масса инерционного элемента;
d33 - пьезомодуль;
C - электрическая емкость пьезоэлемента. Сигнал с пьезоэлемента посредством токосъемников 6, токовыводов 10 и присоединенного к датчику кабеля поступает в электронный блок, где происходит его обработка. Т.к. частота виброколебаний, вызванных детонацией двигателя может изменяться от 5 до 10 кГц, то ширина рабочего частотного диапазона датчика должна перекрывать этот спектр частот, а неравномерность амплитудно-частотной характеристики датчика в этом диапазоне должна быть минимальной (см. фиг.3). Нижнее значение резонансной частоты датчика, определяющей ширину рабочего частотного диапазона и неравномерность амплитудно-частотной характеристики, рассчитывается по формуле

где K - жесткость конструкции датчика;
m - масса инерционного элемента. В результате того, что выполнением средства для защиты от воздействия электроизоляционного корпуса в виде электроизоляционного антиадгезионного покрытия, охватывающего пьезоэлемент 4, инерционный элемент 7, пружину 8 и крепежный элемент 9 устраняется воздействие корпуса на эти детали датчика (распределенная масса корпуса датчика и присоединенного к нему кабеля в формировании основных технических характеристик не участвуют), тем самым коэффициент преобразования, нижнее значение резонансной частоты и неравномерность амплитудно-частотной характеристики стабильны при изготовлении и при эксплуатации, что в свою очередь оптимизирует работу электронного блока. Изготовленные в соответствии с отличительными признаками датчики детонации имеют стабильные в процессе изготовления и эксплуатации основные технические характеристики: изменение коэффициента преобразования


1. Патент Германии N4123786 "Датчик детонации" от 18.07.91 г. G 01 L 23/22. 2. Патент России N2039355 "Датчик детонации" от 12.05.93 г. H 01 L 41/08.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3