Летательный аппарат для околоземных и космических полетов
Использование: в аэрокосмической технике с применением в двигательных установках принципов летательных аппаратов (ЛА) эл. - магн. взаимодействия бортового магн. поля с околоземной или космической средой. Сущность изобретения: ЛА содержит дискообразный корпус 1, выполняющий функции магнитопровода и конструктивно объединенный с электромагнитами 2. В корпусе установлен супермаховик (СМ) 3, для управления двухстепенным наклоном СМ служит механизм 8. ЛА запускается со специально оборудованного старта; корпус 1 раскручивается при помощи, например, бесконтактных электродвигателей. Благодаря волнистой структуре магнитного поля в плоскости наружной стенки дискообразного корпуса 1 происходит взаимодействие этого поля с окружающей (например, влажной воздушной) средой, характер обтекания которой корпуса ЛА приводит к возникновению подъемной силы. Для управления движением ЛА используется СМ, механизм 8 наклона которого является исполнительным органом бортовой гиромаховичной системы ЛА. 4 ил.
Изобретение относится к аэрокосмической технике, в частности к летательным аппаратам (ЛА), использующим в двигательной установке (ДУ) механизм электромагнитного взаимодействия бортового магнитного поля с околоземной или космической средой.
Наиболее близким техническим решением из числа известных является ЛА, содержащий корпус, установленную в корпусе подвижную массу, снабженную приводом вращения относительно корпуса, энергодвигательную систему, включающую источник питания и устройство создания пространственно-неоднородного магнитного поля с помощью установленных внутри корпуса магнитов, а также вспомогательные системы. Известный ЛА осуществляет управляемый полет за счет реактивной тяги, возникающей в результате взаимодействия генерируемого в рабочей камере ДУ высокочастотного магнитного поля с частицами (молекулярными диполями) парамагнитной газообразной среды (без ионизации). Для создания высокочастотного магнитного поля используется вращающаяся система постоянных магнитов, а в качестве среды рассматриваются приземные слои, при этом атмосферный воздух является рабочим веществом ДУ. Существенной проблемой при реализации аналогичного ЛА с заданным импульсом тяги является решение таких технических вопросов, как организация в рабочей камере высокочастотного магнитного поля и обеспечение запаса рабочего тела (сжатого воздуха) при полете в верхних слоях магнитосферы Земли или в космическом пространстве. Целью изобретения является достижение технического результата, состоящего в создании эффективной двигательной системы и системы управления полетом на основании использования вращающегося тела с дискообразным корпусом, имеющего привод, преимущественно от гиромаховичной системы. Данный технический результат достигается тем, что в известном ЛА, содержащем корпус, установленную в корпусе подвижную массу, снабженную приводом вращения относительно корпуса, энергодвига- тельную систему, включающую источник питания и устройство создания пространственно-неоднородного магнитного поля с помощью установленных внутри корпуса магнитов, а также вспомогательные системы, корпус выполнен в виде соосных жестко связанных верхнего и нижнего сбалансированных дисков с гладкой внешней поверхностью, установлены магниты в нижнем диске и объединены с корпусом как с магнитопроводом, обеспечивающим в плоскости наружной стенки диска волнистую структуру магнитного поля, а подвижная масса выполнена в виде маховика, связанного с корпусом посредством исполнительных элементов силовой многостепенной гиромаховичной системы и энергорекуперативного устройства. На фиг. 1 представлена конструктивная схема ЛА, вид в разрезе в одной из вертикальных плоскостей симметрии; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - развертка донной части корпуса ЛА с характеристикой напряженности магнитного поля ДУ вдоль окружностей "а" и "б" по фиг. 2; на фиг. 4 - модель опытного образца ЛА согласно изобретению. ЛА (фиг. 1) содержит дискообразный корпус 1 играющий роль рабочего элемента энергодвигательной системы (в качестве магнитопровода) и одновременно являющийся цельной герметичной конструкцией. Корпус конструктивно объединен с магнитами (соленоидами) 2, также являющимися элементами энергодвигательной системы. Соосно с корпусом установлен супермаховик 3 в герметичной камере 4. Кинематическая связь супермаховика с корпусом осуществляется через магнитную муфту 5 сцепления рекуперативного маховика 6, а также посредством магнитной муфты сцепления 7, исключающей включение рекуперативного маховика. Для управления наклоном супермаховика с камерой в двух взаимно перпендикулярных плоскостях служит подъемный механизм 8. Батареи постоянного электрического тока помещены в отсеке 9. Пункт управления системами и механизмами ЛА расположен в экранированной кабине 10. Для проникновения внутрь ЛА служит проем 11, оборудованный герметичным люком. Для запуска аппарата предусмотрен оборудованный старт, представляющий собой опорную конструкцию для фиксации ЛА в исходном положении (как показано на фиг. 1) и создания пускового вращения корпуса ЛА. Пусковое вращение осуществляется с помощью бесконтактных электромагнитных двигателей, установленных на опорной конструкции старта по окружности относительно наружной кромки корпуса ЛА. В состав оборудования старта могут входить аппаратура для ионизации воздуха (ИВ) в районе старта, станция сжижения гелия (ССГ) с Т-4К для пусковой заправки системы криостатов ЛА, станция радиотелеметрической связи и управления ЛА. Модель (см. фиг. 4) содержит корпус 12, инерционный диск 13, постоянные магниты 14 (5 шт.), сплав ЮНДК массой 48 г (1 шт.), подшипник 15 качения, стопорную гайку 16. Общая масса модели 720 г, основной материал - Ст.5. Средства и условия проведения испытаний модели следующие: запуск модели ЛА был осуществлен в июле 1991 г. с крыши девятиэтажного дома при естественной ионизации воздуха. Пусковое вращение корпуса модели сообщалось от электродвигателя мощностью 200 Вт с пусковыми оборотами 2000-2400 об/мин. ЛА работает следующим образом. В соответствии с функциональным назначением перечисленного оборудования старта последовательность операций по запуску ЛА следующая: установка ЛА на старте с проверкой баланса массы; заправка системы криостатов жидким гелием; проверка работы всех бортовых систем и механизмов; герметизация корпуса ЛА; включение аппаратуры ИВ, время работы 20 мин; включение cиcтемы пуcкового вращения ЛА; включение двигательной системы ЛА и пуск. Механизм электромагнитного взаимодействия вращающегося магнитного поля с частицами среды, в результате которого возникает подъемная сила известного ЛА. Для рассматриваемого ЛА этот механизм имеет отличие в структуре и параметрах взаимодействующего бортового магнитного поля. Для понимания физики отмеченного процесса на фиг. 3 приведена развертка донной части нижнего диска корпуса по радиусам "а" и "б", на которых показана волнистая структура напряженности магнитного поля. Волнистый характер бортового магнитного поля объясняется герметическим расположением соленоидов в нижнем диске корпуса. При вращении ЛА волнистое поле взаимодействует с частицами среды, обладающими магнитным моментом, в результате чего наблюдается механизм взаимного "отталкивания" и возникновения нормальной составляющей силы к плоскости вращения ЛА, которая в нижних слоях магнитосферы Земли может иметь следующий обобщенный вид: F = (1,5-3)М
а) запуск ЛА со старта - корпус получает пусковые обороты, включается муфта 6, маховик, имея силовую связь с корпусом, получает одинаковое количество оборотов, включается питание системы соленоидов, происходит вертикальный взлет;
б) изменение скорости полета - включается муфта 7, осуществляются отбор или отдача вращательной энергии с маховика на корпус, соответственно изменяется интенсивность (направление) внешнего взаимодействия корпусного магнитного поля со средой, а также скорость полета;
в) изменение направления полетом - включается механизм 8, работающий автономно в одной из перпендикулярных плоскостей, в результате этого возникает момент прецессии гиромаховичной системы, что вызывает изменение положения вертикальной оси ЛА в пространстве, соответственно изменяется направление полета;
г) посадка ЛА - поочередно работают механизм 8 и муфта 7 до полной остановки вращения корпуса (после приземления ЛА). Для обеспечения функционирования гиромаховичной системы в общей системе ЛА необходимо соблюдение следующих конструктивных требований:
соосная сбалансированность с корпусом ЛА,
блокировка максимальных оборотов супермаховика (не превышающие предельно-допустимые),
допускаемое соотношение моментов инерции корпуса и супермаховика определяется выражением М = 2-4 Мм. Для экономического расходования электроэнергии батарей при питании соленоидов двигательной системы ЛА в конструкции соленоидов предусмотрено использование сверхпроводящего оборудования с устройством автономных криостатов, заправляемых жидким гелием (непосредственно перед стартом). После запуска и выхода ЛА в космическое пространство регулирование температурного режима соленоидов осуществляется с помощью пассивной системы терморегулирования. Результаты испытаний модели следующие. После раскручивания и отрыва модели от старта был зафиксирован (визуально) плавный подъем на высоту 1,2-1,5 м с кратковременным зависанием. Затем последовал ускоренный подъем модели вертикально вверх до полной потери ее видимости. Общее время наблюдаемого полета 10-15 с. Хотя недостаток проведенных испытаний и заключался в непроведении измерений параметров модели и среды в связи с отсутствием технических средств, тем не менее качественная оценка динамики полета модели позволяет предположить, что подъемная сила ЛА рассмотренной конструкции имеет механизм (кроме описанного выше), связанный с магнитогравитационным эффектом, использующим центробежное поле корпуса или маховика.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4