Линейный шаговый электродвигатель
Использование: в гибких производственных комплексах в машиностроении, приборостроении и других отраслях промышленности. Сущность изобретения: двигатель имеет активный якорь 1 с зубчатыми полюсами 2, магнитами возбуждения 3 и фазными обмотками 4, расположенными с зазором внутри замкнутого ленточного индуктора 5, в котором магнитомягкие зубцы 6 чередуются с немагнитными промежутками 7. С наружной стороны индуктора 5 против рабочей поверхности якоря без зазора расположено протяженное беззубцовое гладкое магнитомягкое ярмо 8, длина которого больше длины двигателя на величину требуемого хода двигателя. Опоры и направляющие для охвата ленточным индуктором якоря обеспечивают гарантированные рабочие зазоры и свободное движение ленточного индуктора вокруг якоря. Ограниченность длины зубцовой зоны индуктора позволяет выполнить ее с высокой точностью, что повышает точность перемещения. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к электротехнике, в частности к линейным шаговым электродвигателям, которые находят применение в гибких производственных комплексах в машиностроении, приборостроении и других отраслях промышленности.
Известны линейные шаговые электродвигатели, содержащие активный якорь с зубчатыми полюсами, постоянными магнитами (обмотками возбуждения) и фазными обмотками [1]. Однако конструкция этих двигателей нетехнологична, требуется большой расход материалов при необходимости достижения длинноходовых перемещений с высокой точностью. Для достижения таких перемещений конструкция должна включать в себя индуктор большой протяженности с нарезкой либо со сформированным иным способом протяженным слоем. На большой протяженности (от единиц до десятков метров) выдержать точный шаг по зубцам затруднительно. При этом затрачивается значительное количество материалов. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является линейный шаговый электродвигатель, содержащий зубчатый индуктор и якорь с постоянным магнитом и двумя прилегающими к нему П-образными сердечниками, на средней части которых расположено по обмотке, а крайние части образуют полюса, снабженные одинаковыми зубцами с зубцовым делением, равным зубцовому делению зубцов индуктора, причем зубцы полюсов каждого сердечника сдвинуты между собой на 180 эл.град, а сдвиг зубцов на полюсах разных сердечников составляет 90 эл.град [2]. Недостатком этого двигателя является то, что он не обеспечивает достаточной точности перемещения и имеет нетехнологичную конструкцию. Цель изобретения - повышение точности перемещения и повышение технологичности. Для этого линейный шаговый электродвигатель снабжен магнитомягким беззубцовым гладким ярмом, а индуктор выполнен в виде замкнутой ленты с зубцами в виде магнитопроводных и немагнитных участков, все элементы якоря размещены внутри замкнутого индуктора, при этом якорь с индуктором установлены на магнитопроводящем ярме, длина которого больше длины двигателя на величину требуемого хода двигателя, причем якорь выполнен в виде секций, соединенных шарнирно с возможностью перемещения секций вокруг осей, параллельных нарезке зубцов. На фиг. 1 показан предлагаемый двигатель; на фиг. 2 - модификация двигателя на аэростатических опорах; на фиг. 3 - узел I на фиг. 2 (модуль двигателя); на фиг. 4 - модификация двигателя на опорах качения; на фиг. 5 - модификация двигателя с секционированным якорем. Двигатель имеет активный якорь 1 с зубчатыми полюсами 2, магнитами возбуждения 3 и фазными обмотками 4, расположенными с зазором

Формула изобретения
1. ЛИНЕЙНЫЙ ШАГОВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, содержащий якорь с зубчатыми полюсами, обмотками управления, системой возбуждения и зубчатый индуктор, отличающийся тем, что, с целью повышения точности перемещения и технологичности, он снабжен магнитопроводящим гладким ярмом, а индуктор выполнен в виде замкнутой ленты с зубцами в виде магнитопроводных и немагнитных участков, все элементы якоря размещены внутри замкнутого индуктора, при этом якорь с индуктором установлены на магнитопроводящем ярме, длина которого больше длины двигателя на величину требуемого его хода. 2. Электродвигатель по п.1, отличающийся тем, что якорь выполнен в виде секций, соединенных шарнирно с возможностью их перемещения вокруг осей, параллельных нарезке зубцов.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5