Линейный шаговый электродвигатель
Изобретение относится к области электротехники, а именно к линейным шаговым электродвигателям. Технический результат изобретения, заключающийся в упрощении конструкции и уменьшении массогабаритных показателей, достигается путем того, что в линейном шаговом электродвигателе в полости корпуса с диаметрально противоположных сторон установлены две фрикционные накладки, соединенные между собой прижимной пружиной и связанные с помощью расположенных по обе стороны от пружины тяг со свободно размещенными в полости корпуса цилиндрическими постоянными аксиально намагниченными магнитами, при этом катушки возбуждения жестко установлены снаружи корпуса концентрично постоянным магнитам, а каждая из тяг выполнена в виде двух элементов, одни концы которых соединены шарнирно между собой, а другие, также шарнирно, присоединены к фрикционным накладкам так, что углы между элементами тяги и продольной осью прижимной пружины меньше угла трения контактирующих поверхностей фрикционных накладок и корпуса. 1 ил.
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах с поступательным дискретным движением рабочего органа, например в роботах-манипуляторах, в системах автоматики и электроприводе подач металлорежущих станков.Известен линейный электродвигатель, содержащий корпус, источник магнитного поля с полюсами, подвижный гофрированный упругий элемент с жестко закрепленной на нем обмоткой, размещенной между полюсами источника магнитного поля и подключенной к импульсному источнику питания, а также ведомое звено, выполненное в виде стержня, установленного с натягом между гофрами упругого элемента (см. а.с. СССР №1365275, кл. H 02 К 33/10, 1986 [1]).Недостатками данного устройства являются малое тяговое усилие и низкая надежность.Известен также электромагнитный линейный двигатель, содержащий два электромагнита с катушками, магнитопроводами, фиксаторами, взаимодействующими с зубчатой рейкой, причем один электромагнит расположен внутри другого, а магнитопровод внутреннего электромагнита является якорем внешнего (см. а.с. СССР №957366, кл. Н 02 К 41/03, 1981 [2]).Кроме того, известен электромагнитный линейный двигатель, содержащий корпус, электромагнит в виде якоря с основным и дополнительным стержнями, стопорные элементы на корпусе и направляющую с упорами (см. а.с. СССР №1483563, кл. Н 02 К 41/03, 1987 [3]).Недостатками двух последних устройств являются сложность конструкции, большие масса и габариты, значительное потребление электроэнергии, низкая надежность, что объясняется необходимостью перемещения всего электромагнита с якорем, обмотками и т.д.Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является линейный шаговый электродвигатель, содержащий немагнитный корпус в виде полого цилиндра, заполненный ферромагнитной жидкостью и установленный на ферромагнитной направляющей с возможностью линейного перемещения, два электромагнита с цилиндрическими катушками и фиксаторами, также установленные на ферромагнитной направляющей (см. а.с. СССР №1363395, кл. Н 02 К 41/03,1986, [4]), принятый за прототип.Недостатками устройства-прототипа являются сложность конструкции, большие масса и габариты, значительное потребление электроэнергии и низкая надежность. Это объясняется необходимостью последовательного перемещения обоих электромагнитов вместе с корпусом и ферромагнитной жидкостью и поочередной фиксацией электромагнитов на ферромагнитной направляющей.Сущность изобретения заключается в создании линейного шагового двигателя, в котором однонаправленное импульсное движение ведомого звена создается за счет формирования переменных сил трения скольжения между ведущим и ведомым звеньями в разные полупериоды движения ведущего звена.Технический результат - упрощение конструкции, уменьшение ее массы, габаритов, потребления энергии и повышение надежности.Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном линейном шаговом электродвигателе, содержащем немагнитный корпус в виде полого цилиндра, установленного в опорах с возможностью линейного перемещения, две цилиндрические катушки возбуждения, особенность заключается в том, что в полости корпуса с диаметрально противоположных сторон установлены две фрикционные накладки, соединенные между собой прижимной пружиной и связанные с помощью расположенных по обе стороны от пружины тяг со свободно размещенными в полости корпуса цилиндрическими постоянными аксиально намагниченными магнитами, при этом катушки возбуждения жестко установлены снаружи корпуса концентрично постоянным магнитам, а каждая из тяг выполнена в виде двух элементов, одни концы которых соединены шарнирно между собой, а другие, также шарнирно, присоединены к фрикционным накладкам так, что углы между элементами тяги и продольной осью прижимной пружины меньше угла трения контактирующих поверхностей фрикционных накладок и корпуса.Сущность изобретения поясняется чертежом, где схематично изображен предлагаемый двигатель, общий вид с центральным продольным разрезом.Линейный шаговый электродвигатель содержит немагнитный корпус 1 в виде полого цилиндра, установленного в опорах 2 с возможностью линейного перемещения, две фрикционные накладки 3, установленные в полости корпуса 1 с диаметрально противоположных сторон, соединенные между собой прижимной пружиной 4 и связанные с помощью расположенных по обе стороны от пружины 4 тяг со свободно размещенными в полости корпуса 1 цилиндрическими постоянными аксиально намагниченными постоянными магнитами 5, при этом снаружи корпуса 1 концентрично постоянным магнитам 5 жестко установлены цилиндрические катушки возбуждения 6, подключенные к источнику переменного электрического сигнала (на чертеже не показан), а каждая из тяг выполнена в виде двух элементов 7, 8, одни концы которых соединены шарнирно между собой, а другие, также шарнирно, присоединены к фрикционным накладки 3 так, что углы









Формула изобретения
Линейный шаговый электродвигатель, содержащий немагнитный корпус в виде полого цилиндра, установленного в опорах с возможностью линейного перемещения, и две цилиндрические катушки возбуждения, отличающийся тем, что в полости корпуса с диаметрально противоположных сторон установлены две фрикционные накладки, соединенные между собой прижимной пружиной и связанные с помощью расположенных по обе стороны от пружины тяг со свободно размещенными в полости корпуса цилиндрическими постоянными аксиально намагниченными магнитами, при этом катушки возбуждения жестко установлены снаружи корпуса концентрично постоянным магнитам, а каждая из тяг выполнена в виде двух элементов, одни концы которых соединены шарнирно между собой, а другие, также шарнирно, присоединены к фрикционным накладкам так, что углы между элементами тяги и продольной осью прижимной пружины меньше угла трения контактирующих поверхностей фрикционных накладок и корпуса.РИСУНКИ
Рисунок 1