Система непосредственного управления подъемной силой самолета
Изобретение относится к системам управления полетом самолетов, оснащенных органами непосредственно управления аэродинамическими силами, и позволяет повысить точность управления заданной траекторией вследствие снижения чувствительности системы к воздействиям внешних и параметрических возмущений. Этот эффект достигается путем введения дополнительно датчика угла атаки 22, двух блоков памяти 24, 33, двух интеграторов 20, 28, девяти масштабных усилителей 17, 18, 26, 29, 30, 31, 32, 35, 36, семи сумматоров 16, 19, 21, 23, 25, 27, 34 и одного ограничителя заданного сигнала 15, обеспечивающих реализацию таких законов управления, при которых скорость отклонения органов управления пропорциональна разности между потребными и действительными ускорениями управляемых координат. Потребные ускорения определяются требованиями к качеству процесса управления и ошибками управления. Законы управления реализованы без использования сервоприводов со скоростной обратной связью и датчиков ускорений. 1 ил.
Изобретение относится к системам управления полетом и предназначено для использования на самолетах, оснащенных органами непосредственного управления аэродинамическими силами для повышения точности отслеживания заданной траектории, например, при заправке в воздухе, полете строем и др.
Известна система непосредственного управления подъемной силой самолета, содержащая задатчик сигнала управления подъемной силой, соединенные с его выходом каждый своим входом первый, второй и третий корректирующие усилители, соединенный с выходом первого корректирующего усилителя своим входом сервопривод синхронного отклонения элеронов, соединенные последовательно с выходом второго корректирующего усилителя первый сумматор и сервопривод переднего горизонтального оперения, соединенные последовательно с выходом третьего корректирующего усилителя второй сумматор, четвертый корректирующий усилитель, фильтр упругих колебаний, сервопривод стабилизатора и датчик положения стабилизатора, с выходом датчика положения стабилизатора соединен усилитель с регулируемым коэффициентом передачи, выход которого соединен с вторым входом первого сумматора, последовательно соединенные датчик перегрузки, пятый корректирующий усилитель и третий сумматор, выход которого соединен с вторым входом второго сумматора, последовательно соединенные датчик угловой скорости тангажа и шестой корректирующий усилитель, выход которого соединен с вторым входом третьего усилителя, последовательно соединенные датчик угла тангажа и седьмой корректирующий усилитель, выход которого соединен с третьим входом третьего сумматора. Такая система обеспечивает управление траекторией полета без изменения угла тангажа, но на качество процесса управления значительное влияние оказывают внешние возмущения, изменения параметров полета и характеристик самолета (массы, центровки и т. д. ). Наиболее близкой по технической сущности является система непосредственного управления подъемной силой самолета, содержащая последовательно соединенные ручку управления и датчик положения ручки, N усилителей, N сервоприводов органов непосредственного управления подъемной силой, входы которых соединены с выходами соответствующих усилителей, задатчик режима полета, датчик угла тангажа, последовательно соединенные блок памяти, первый сумматор, первый масштабный усилитель и второй сумматор, последовательно соединенные датчик угловой скорости тангажа и второй масштабный усилитель, выход которого соединен с вторым инверсным входом второго сумматора, выход задатчика режима полета соединен с первым входом блока памяти, второй вход которого, а также второй инверсный вход второго сумматора соединены с выходом датчика тангажа, последовательно соединенные третий сумматор и сервопривод руля высоты, соединенный своим входом с выходом датчика положения ручки третий масштабный усилитель, выход которого соединен с вторым входом третьего сумматора, и соединенный своим входом с выходом датчика положения ручки блок триммирования, выход которого соединен с третьим входом третьего сумматора. Система обеспечивает отслеживание заданной траектории полета без изменения угла тангажа, т. е. режим плоскопараллельного смещения. Недостатком данной системы также является существенное влияние на точность управления траекторией внешних возмущений, изменений параметров полета и характеристик самолета. Изобретение направлено на повышение точности отслеживания заданной траектории полета путем снижения чувствительности системы к воздействию внешних возмущений и изменениям параметров среды и характеристик самолета. Поставленная цель достигается тем, что в систему непосредственного управления подъемной силой самолет, содержащую последовательно соединенные ручку управления и датчик положения ручки, N усилителей, N сервоприводов органов непосредственного управления подъемной силой, входы которых соединены с выходами соответствующих усилителей, задатчик режима полета, датчик угла тангажа, последовательно соединенные первый блок памяти, первый сумматор, первый масштабный усилитель и второй сумматор, последовательно соединенные датчик угловой скорости тангажа и второй масштабный усилитель, выход которого соединен с вторым инверсным входом второго сумматора, выход задатчика режима полета соединен с первым входом первого блока памяти, второй вход которого, а также второй инверсный вход второго сумматора соединены с выходом датчика угла тангажа, последовательно соединенные третий сумматор и сервопривод руля высоты, дополнительно введены последовательно соединенные ограничитель заданного сигнала, вход которого соединен с выходом датчика положения ручки, четвертый сумматор, третий и четвертый масштабные усилители, пятый сумматор, первый интегратор и шестой сумматор, выход которого соединен с входом каждого из N усилителей, датчик угла атаки, седьмой сумматор, первый инверсный вход которого соединен с выходом датчика угла атаки, а второй вход - с выходом датчика угла тангажа, второй блок памяти, первый вход которого соединен с выходом задатчика режима полета, а второй - с выходом седьмого сумматора, восьмой сумматор, первый инверсный вход которого соединен с выходом седьмого сумматора, второй вход и второй вход четвертого сумматора - с выходом второго блока памяти, третий инверсный вход четвертого сумматора соединен с выходом седьмого сумматора, последовательно соединенные пятый масштабный усилитель, девятый сумматор и второй интегратор, выход которого соединен с первым входом третьего сумматора, шестой масштабный усилитель, входы пятого и шестого масштабных усилителей соединены с выходом второго сумматора, седьмой масштабный усилитель, вход которого соединен с выходом третьего масштабного усилителя, а выход седьмого масштабного усилителя соединен с вторым входом девятого сумматора, выход шестого масштабного усилителя соединен с вторым входом пятого сумматора, восьмой и девятый масштабные усилители, входы которых соединены с выходом восьмого сумматора, а выходы соответственно - с вторым входом шестого сумматора и вторым входом третьего сумматора, последовательно соединенные третий блок памяти, первый и второй входы которого соединены соответственно с выходом задатчика режима полета и датчика угловой скорости тангажа, и десятый сумматор, второй инверсный вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости тангажа, десятый и одиннадцатый масштабные усилители, входы которых соединены с выходом десятого сумматора, а выходы - с третьими входом шестого сумматора и третьим входом третьего сумматора соответственно. На чертеже изображена предложенная система. Она содержит ручку управления 1, датчик 2 положения ручки, N усилителей 3, N сервоприводов органов непосредственного управления подъемной силой 4, задатчик режима полета 5, датчик угла тангажа 6, первый блок памяти 7, первый сумматор 8, первый масштабный усилитель 9, второй сумматор 10, датчик угловой скорости тангажа 11, второй масштабный усилитель 12, третий сумматор 13, сервопривод руля высоты 14, ограничитель заданного сигнала 15, четвертый сумматор 16, третий 17 и четвертый 18 масштабные усилители, пятый сумматор 19, первый интегратор 20, шестой сумматор 21, датчик угла атаки 22, седьмой сумматор 23, второй блок памяти 24, восьмой сумматор 25, пятый масштабный усилитель 26, девятый сумматор 27, второй интегратор 28, шестой 29, седьмой 30, восьмой 31 и девятый 32 масштабные усилители, третий блок памяти 33, десятый сумматор 34, десятый 35 и одиннадцатый 36 масштабные усилители. Ручка управления 1 соединена с датчиком 2 положения ручки, выход которого через ограничитель заданного сигнала 15 соединен с первым входом четвертого сумматора 16. Задатчик режима полета 5 соединен с первым входом второго блока памяти 24, первого блока памяти 7 и третьего блока памяти 33. Первый инверсный вход седьмого сумматора 23 соединен с датчиком угла атаки 22, с датчиком угла тангажа 6 соединен второй вход седьмого сумматора 23, а его выход соединен с вторым входом второго блока памяти 24, первым инверсным входом восьмого сумматора 25 и третьим инверсным входом четвертого сумматора 16. Выход второго блока памяти 24 соединен с вторым входом четвертого сумматора 16 и восьмого сумматора 25. Датчик угла тангажа 6 также соединен с вторым входом первого блока памяти 7 и вторым инверсным входом первого сумматора 8, первый вход которого соединен с выходом первого блока памяти 7. Выход первого сумматора 8 через первый масштабный усилитель 9 соединен с первым входом второго сумматора 10. Датчик угловой скорости тангажа 11 соединен с вторым входом третьего блока памяти 33, вторым инверсным входом десятого сумматора 34 и через вход и выход второго масштабного усилителя 12 - с вторым инверсным входом второго сумматора 10. Выход четвертого сумматора 16 через третий масштабный усилитель 17 соединен с входом четвертого масштабного усилителя 18 и седьмого масштабного усилителя 30. Выход четвертого масштабного усилителя 18 соединен с первым входом пятого сумматора 19, выход которого через вход и выход первого интегратора 20 соединен с первым входом шестого сумматора 21. Выход седьмого масштабного усилителя 30 соединен с вторым входом девятого сумматора 27, выход которого через вход и выход второго интегратора 28 соединен с первым входом третьего сумматора 13. Выход восьмого сумматора 25 через вход и выход восьмого масштабного усилителя 31 соединен с вторым входом шестого сумматора 21, а через девятый масштабный усилитель 32 - с вторым входом третьего сумматора 13. Выход второго сумматора 10 через шестой масштабный усилитель 29 соединен с вторым входом пятого сумматора 19, а через пятый масштабный усилитель 26 - с первым входом девятого сумматора 27. Выход десятого сумматора 34 соединен через десятый масштабный усилитель 35 с третьим входом шестого сумматора 21, а через одиннадцатый масштабный усилитель 36 - с третьим входом третьего сумматора 13. Выход шестого сумматора 21 соединен с входом каждого из N усилителей 3, выход которых соединен соответственно с N сервоприводами 4 органов непосредственного управления подъемной силой. Выход третьего сумматора 13 соединен с сервоприводом 14 руля высоты. Система работает следующим образом. При включении режима плоскопараллельного смещения (непосредственного управления подъемной силой) по сигналу с задатчика режима полета, поступающему на первый вход каждого блока памяти, последние переходят в режим запоминания. На выходе первого блока памяти 7 запоминается сигнал vo, равный углу тангажа v, поступающему на его второй вход с датчика угла тангажа 6 в момент включения режима. На выходе третьего блока памяти 33 запоминается сигнал

















































































































































































d2









N

Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1