Транспортное средство
Авторы патента:
Использование: сельскохозяйственное машиностроение и может быть использовано при конструировании машин для фермерских хозяйств. Сущность изобретения: на корпусе резмещен тяговый двигатель с приводом и генератором механических вибраций. При работе последнего резко уменьшается сила трения между опорной поверхностью корпуса и землей. Тяговый движитель при этом позволяет направлять транспортное средство. 3 з.п.ф - лы, 1 табл., 4 ил.
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано при конструировании машин для фермерских хозяйств.
Известны транспортные средства преимущественно для сельскохозяйственных работ (см. например а.с. СССР N 347232), использующее в качестве движителя с криволинейно-выпуклой поверхностью днища, приводимый в вибрационное движение парой синхронно и встречно вращающихся дебалансов, размещенных в передней части корпуса наклонно по ходу движения. Известное средство обладает высокими вездеходными свойствами, т.е. может двигаться по поверхностям с малой несущей способностью, например, по снегу, песку, болоту и т.п., но даже при установке на него силовой установки с большой мощностью не может осуществляться движение со скоростью, приемлемой для пассажирских вездеходов, т.к. предельно достижимая скорость движения для таких машин не превышает значения нескольких метров в секунду. Известны и другие устройства, использующие вибрационно-импульсные движители с генератором вибраций различного типа, например, со свободно-поршневым тепловым двигателем, как в транспортном средстве про а.с. СССР N 388943. Предельно достижимая скорость всех таких устройств меньше, чем 5 м/сек. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому транспортному средству является транспортное средство, содержащее установленный на корпусе тяговый движитель с приводом, а также средство уменьшения сопротивления перемещению по опорной поверхности. Поступательное движение таких машин осуществляется двигателем с воздушным винтом, а отрыв от грунта с целью уменьшения его сопротивления движению обеспечивается формированием между днищем машины и грунтом воздушной подушки с повышенным давлением путем нагнетания специальными вентиляторами в эту зону воздуха. Вездеходы на воздушной подушке способны двигаться со значительными скоростями. Основным их недостатком является чрезмерно высокая энергоемкость вентиляторов. Так, например, транспортное средство ВС-7 фирмы "Бертин" (Франция) при весе до 3 тонн имеет два приводных двигателя по 45 л.с., достигает скорости 50-80 км/час и оснащен вентилятором для создания воздушной подушки с приводным двигателем мощностью 150-180 л.с. (см. там же). Целью изобретения является устранение отмеченного недостатка, а именно снижение энергопотребления транспортного средства и повышение эксплуатационных возможностей. Указанная цель достигается тем, что средство уменьшения сопротивления перемещению по поверхности выполнено в виде генератора механических вибраций, выходное звено которого связано с транспортным средством. Поиск, проведенный по патентной и научно-технической литературе, показал, что предлагаемое техническое решение неизвестно, т.е. соответствует критеpию "новизна". Поскольку предложенная конструкция выполнена из известных составляющих, то предложенное соответствует критерию "промышленная применимость". А так как в результате использования получается новый эффект - резкое снижение энергопотребления, то предложенное соответствует критерию "изобретательский уровень". На фиг. 1 представлено транспортное средство; на фиг. 2 - его применение. Средство включает корпус 1, приводной двигатель 2, воздушный винт 3, генератор механических вибраций 4 (например, вибратор), кабину экипажа 5, подвеску 6, рабочие сельскохозяйственные органы 7. На корпусе 1 размещен приводной двигатель 2 с воздушным винтом 3, приводной двигатель 2 соединен с вибратором 4. Кабина 5 для размещения пассажиров связана с корпусом 1 посредством подвески 6, содержащей амортизаторы и упругие элементы - виброизоляторы. Транспортное средство сельскохозяйственного назначения работает следующим образом. При включении приводного двигателя 2 вращение воздушного винта 3 создает горизонтальную силу тяги. Одновременно вращение ротора двигателя 2 передается на вибратор 4, в котором создаются направленные перпендикулярно к опорнной поверхности корпуса 1 вибрации за счет вращения дебалансов вибратора 4. Эти вибрации приводят к периодическому отрыву опорной поверхности корпуса 1 от грунта, что, как показывают расчеты, эквивалентно уменьшению коэффициента трения на порядок, т. е. создается как бы "виброподушка". Вследствие этого транспортное средство двигается по поверхности, обладающей большим трением, подобно устройству на воздушной подушке под действием приложенной воздушным винтом 3 силы тяги. Кабина 5 виброизолирована от корпуса 1 посредством подвески 6, включающей упругие и диссипативные элементы, как это сделано в подвесках других транспортных средств, например, автомобилей. Управление направлением движения транспортного средства осуществляется либо посредством поворота воздушного винта, либо с помощью руля, размещенного в струе винта. Торможение обеспечивается снижением амплитуды вибраций и, следовательно, увеличением трения. Физической основой работы предлагаемого средства является давно замеченный и применяемый в технике эффект снижения трения в присутствии вибраций. Этот эффект используется, например, в устройствах для вибротранспортирования сыпучих грузов, горных пород, деталей, он известен в физике под названием эффекта Жуковского. Однако в вибротранспортерах и других подобных устройствах скорости направленного перемещения невелики (доли м/c). В то же время разработки различных по устройству инерцоидов (или вибрационно-импульсных движителей), как, например, упомянутых устройств по а. с. N 347232 и по а. с. N 388943, приводят к созданию транспортных средств-вездеходов с малой предельно-достижимой скоростью движения. Проведенный автором теоретический анализ движения самоходных средств показал, чтo: 1. Средняя скорость движения обратно пропорциональна частоте вибраций и, следовательно, ограничена сверху; 2. Средняя скорость движения прямопропорциональна амплитуде вибраций и вследствие ограничений по массе и прочности элементов конструкции также ограничена сверху. П р и м е р расчета для вибраций, ориентированных под углом






Формула изобретения
1. ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО преимущественно для сельскохозяйственных работ, содержащее установленный на его корпусе тяговый движитель с приводом, а также средство уменьшения сопротивления перемещению по поверхности, отличающееся тем, что оно имеет по крайней мере одну опорную поверхность скольжения, а средство уменьшения сопротивления перемещению по поверхности выполнено в виде управляемого генератора механических вибраций, выходное звено которого кинематически связано с упомянутой опорной поверхностью скольжения транспортного средства. 2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что привод тягового движителя для создания воздушного потока является приводом управляемого генератора механических вибраций. 3. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что управляемый генератор механических вибраций выполнен в виде генератора вибраций для ориентирования их перпендикулярно к опорной поверхности скольжения. 4. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что корпус снабжен виброизолированной и амортизированной относительно него кабиной.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Похожие патенты:
Подвеска гусеницы снегохода // 1252234
Снегоход // 1197917
Мотосани // 1138014
Снегоход // 1009875
Движитель для снегохода // 786872
Легкий одноколейный вездеход // 1444233
Изобретение относится к транспортному машиностроению и обеспечивает повышение ходовых и эксплуатационных качеств
Аэросани // 1342813
Изобретение относится к снегоходным транспортным средствам и позволяет повысить удобство эксплуатации в транспортном положении, что достигается составным выполнением каждого подкоса ограждения, при котором на нижней части 10 каждого подкоса закреплена втулка, имеющая открытый продольный паз, позволяющий соединить подкос и элемент управления 5 лыжами 2 при складывании ограждения в корпус 1
Шасси снегохода // 1298123
Изобретение относится к зимним транспортным средствам и может использоваться при создании моторных снегоходов с движителями различного типа
Подвеска гусеницы снегохода // 1252234
Лыжа для аэросаней // 1229119
Снегоход // 1197917
Лыжное шасси снегохода // 1191349
Мотосани // 1138014
Система управления гидроснегохода // 1126489
Колесный движитель // 2009935
Изобретение относится к транспортному машиностроению, более конкретно к ходовым частям транспортных средств