Легкий одноколейный вездеход
Изобретение относится к транспортному машиностроению и обеспечивает повышение ходовых и эксплуатационных качеств. Рама выполнена из двух шарнирно соединенных секций 1, 2. В передней секции 1 на кронштейне установлен круглый диск посредством эксцентрично расположенной оси. Диск на периферии имеет пальцы, к которым крепятся рулевые тяги, связанные с рулевым механизмом, а гусеница 10 выполнена из отдельных резиновых траков, соединенных между собой тросом по оги симметрии в гребне трака и резиновыми нурами, расположенными по обе стороны от троса. Движение гусеничной ленты осуш,ествляется за счет взаимодействия приливов, выполненных в траках и ведушем колесе 9. 4 з.п.ф-лы, 9 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (1)4 В62М2700
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗСБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4249957/27-11 (22) 27.05.87 (46) 15.12.88. Бюл. № 46 (75) В. Н. Завьялов и О. В. Нифонтов (53) 629.118.6(088.8) (56) Патент США № 2061290, кл. 180 — 9.24, 1936. (54) ЛЕГКИЙ ОДНОКОЛЕЙНЫЙ ВЕЗДЕХОД (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и обеспечивает повышение ходовых и эксплуатационных качеств.
Рама выполнена из двух шарнирно соеди„„SU„„1444233 А 1 ненных секций I, 2. В передней секции 1 на кронштейне установлен круглый диск посредством эксцентрично расположенной оси.
Диск на периферии имеет пальцы, к которым крепятся рулевые тяги, связанные с рулевым механизмом, а гусеница 10 выполнена из отдельных резиновых траков, соединенных между собой тросом по о"и симметрии в гребне трака и резиновыми . нурами, расположенными по обе стороны от троса.
Движение гусеничной ленты осуществляется за счет взаимодействия приливов, выполненных в траках и ведущем колесе 9. 4 з.п.ф-лы, 9 ил.
1444233
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к одноколейным вездеходам.
Цель изобретения — повышение ходовых и эксплуатационных качеств.
На фиг. 1 показан легкий одноколейный вездеход, вид сбоку; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — звенья гусеницы с внутренней стороны; на фиг. 4 — разрез Б — Б на фиг. 3; на фиг. 5 — положение секций гусеницы при выполнении поворота; на фиг. 6 — положение рулевого исполнительного механизма при прямолинейном движении вездехода; на фиг. 7 — то же, при выполнении поворота; на фиг. 8 — ветвь гусеницы при повороте; на фиг. 9 — положение звена гусеницы относительно колеса.
Легкий одноколейный воздеход состоит из передней 1 и задней 2 секций, соединенных шарнирно верхним подшипниковым узлом 3 и нижним подшипниковым узлом 4.
На передней секции устанавливается бензиновый двигатель 5, на шарнирах 6 — передний маятник 7, на оси 8 которого устанавливается ведущее колесо 9. Uа венце ведущего колеса выполнены зубья для привода гусеницы 10. Ведущее колесо приводится от двигателя цепной передачей 11. На задней секции устанавливается седло 12 и подножки 13 водителя, седло 14 и подножки 15 пассажира. На шарнирах 16 на задней секции устанавливается задний маятник 17, на оси 18 которого устанавливается заднее опорное колесо 19, охватываемое гусеницей.
К задней секции крепится и выносится на стойках 20 рулевая колонка 21 с,устанавливаемым на ней сверху рулем 22 и снизу рулевыми рычагами 23 для тяг 24. Исполнителем является механизм, состоящий из салазок 25, установленных в передней секции с возможностью перемещения только вдоль передней секции. В салазках выполнено круглое отверстие, в которое установлен с возможностью поворота диск 26, эксцентрично через ось 27 установленный на кронштейне 28. Ось в кронштейне свободно проворачивается. Рулевые тяги к диску крепятся посредством пальцев 29. Переднее приводное колесо с маятником подвешено к передней секции на двух пружинных подвесках 30 (по обеим сторонам колеса), а заднее колесо с маятником подвешено к задней секции на пружинных подвесках 31.
Гусеница представляет собой цепь отдельных резиновых траков 32, соединенных между собой тросом 33 по оси симметрии и резиновыми шнурами 34, расположенными по обе стороны от троса. На наружной поверхности траков выполнены грунтозацепы 35, а на внутренней поверхности 36 выполнен гребень
37, расположенный под тросом, и ведомые элементы 38 в виде приливов внутренней поверхности. Поверхности 39 траков, которые обращены друг к другу, образуют углы 40 с вершинами на оси симметрии трака. l0
Эти углы позволяют тракам смещаться друг относительно друга и в общем выкладываются в дугу, Гребень служит для направления трака в канавках ведущего и опорного колес, которые выполнены в резиновом теле 41 обода 42 колеса. Обод 42 колеса и ступица 43 колеса соединены двумя конусными дисками
44 посредством сварки. Такие колеса достаточно легки и жестки.
Работа легкого одноколейного вездехода складывается из выполнения движения, выполнения поворота, переезда неровностей.
Движение вездехода осуществляется следующим образом. Двигатель 5 внутреннего сгорания посредством цепной передачи 11 передает вращающий момент на ведущее колесо 9. Колесо установлено в маятнике 7 на оси 8. Колесо 9 вращается и своими ведущими элементами, расположенными в резиновом теле 41 на ободе 42 колеса, передает усилие тракам 32 гусеницы 10. На ободе 42 колес (в резиновом теле 41) выполнена канавка для направления гребня траков, что позволяет гусенице не соскакивать с ведущего 9 и опорного 19 колес. Ведущее колесо 9 установлено в маятнике 7 и подвешено на подвесках 30, а заднее ог1орное колесо 19 установлено на маятнике.17 и подвешено на подвесках 31. Такая система подвешивания колес дает определенный комфорт для водителя и пассажира. Кроме того, система этих подвесок постоянно прижимает колеса 9 и 19, а с ними и гусеницу 10 к грунту. При работе подвесок (поворотах маятников 7 и 17) гусеница деформируется .очень незначительно, и если гусеница предварительно напряжена (траки 32 прижаты друг к другу), то незначительное ее удлинение не влияет:на характер д1 ижения. Равновесие на вездеходе поддерживается изменением центра тяжести посадкой водителя, как и на двухколесном мотоцикле. При езде по грязи траки 32 гусеницы освобождаются от грязи с внутренней поверхности 36 с помощью 9 и 19 выдавливанием грязи в стороны от гребня 37 и приводных элементов 38.
Поворот легким одноколейным вездеходом выполняется следующим образом. Водитель поворачивает руль 22, который через рычаги 23 и тяги 24 поворачивает эксцентрично установленный диск 26. Поворот дис ка на оси 27 вызывает момент поворота пердней секции 1 относительно задней 2 согласно отношению вылета кронштейна 28 к величине эксцентриситета. Это дает значительное передаточное отношение от руля до секции с эффектом самозаклиниваиия, если усилие воздействует со стороны секции, обеспечиваемое эксцентриком. Далее при повороте секции 1 относительно секции 2 в подшипниковых узлах 3 и 4 гусеница изгибается по дуге. Конструкция гусеницы позволяет выполнить изгиб, так как отдельные
1444233 траки 32 скреплены между собой по оси симметрии тросом 33, а по бокам резиновыми шнурами 34. Поверхности 39 траков, обращенные друг к другу, образуют углы 40 с вершиной на оси симметрии трака, т. е, позволяют тракам 32 поворачиваться друг относительно друга. Возможность изгибания гусеницы 10 по дуге позволяет вездеходу выполнять поворот. Благодаря тому, что гусеница выгибается по дуге и предварительно напряжена, предотвращается доворот секции 1 к секции 2 более, чем это позволяет водитель. Кроме того, при торможении или при движении накатом от доворота предохраняет эксцентриковый механизм рулевого управления. Когда ведущее колесо 9 тянет гусеницу 10 при повороте, последняя стремится занять устойчивое (прямолинейное) положение, и секция 2 стремится выравняться соосно секции 1, т. е. стремится к стабилизации прямолинейного движения вездехода.
Переезд неровностей осуществляется следующим образом. При наезде на небольшое препятствие со значительной скоростью на ведущее колесо 9 через трак 32 передается удар, который гасится передней подвеской 30.
Когда препятствие остается только под гусеницей 10, гусеница деформируется и передает усилие на переднюю 30 и на заднюю 31 подвески, т. е. ведущее 9 и опорное 19 колеса через траки 32 в этом случае соприкасаются с грунтом. Если препятствие попадает не под весь трак 32 гусеницы, а с одной стороны, то трак 32 поворачивается вокруг троса ЗЗ, при этом резиновые шнуры растягиваются, за счет чего при освобождении трак возвращается в исходное положение. Трак 32 может отклоняться не только от плоскости гусеницы, но и от плоскости ведущего 9 или опорного 19 колеса, гребень 37 при этом остается в канавке обода 42. Это обеспечивает нормальное сцепление и опору гусеницы 10 с грунтом, когда вездеход наклоняется или движется по наклонной плоскости. При медленном наезде на большое препятствие водитель смещается назад, смещая назад общий центр тяжести, а ведущее колесо 9 передней секции 1 посредством траков 32 преодолевает препятствие.
Формула изобретения
1. Легкий одноколейный вездеход, содер10 жащий раму с рулевым механизмом и сидением, установленный в средней части рамы двигатель, кинематически связанный с ведущим колесом, и охватывающую ведущие и ведомые колеса гусеничную ленту, отличающийся тем, что, с целью повышения ходо15 вых и эксплуатационных качеств, рама выполнена из двух шарнирно соединенных секций, в передней секции на кронштейне установлен круглый диск посредством эксцентрично расположенной оси, диск на периферии имеет пальцы, к которым крепятся рулевые тяги, связанные с рулевым механизмом.
2. Вездеход по п. 1, отличающийся тем, что гусеница состоит из отдельных резиновых траков, соединенных между собой тро25 сом по оси симметрии в гребне трака, и резиновыми шнурами, расположенными по обе стороны от троса, ведомые элементы выполнены в виде приливов внутренней поверхности.
3. Вездеход по п. 1, отличающийся тем, З0 что поверхности траков обращены друг к другу, образуя углы с вершинами на оси симметрии траков.
4. Вездеход по и. 1, отличающийся тем, что привод от ведущего колеса на гусеницу осуществлен за счет контакта прилиÇ5 вов, выполненных в резиновом теле ободов колес, а гребни траков служат для направления ведущего и ведомого колес.
5. Вездеход по п. 1, отличающийся тем, что натяжение гусеничной цепи осуществле40 но за счет маятниковой подвески, шарнирно соединенной с рамой и подвешенной пружинами к раме.
1444233
А-A
Фиг.2
1444233
Фиг.4
1444233
1444233
1444233
Составитель Ю. Калошин
Редактор И. Рыбченко Техред И. Верес Корректор М. Шароши
3а каз 6444/21 Тираж 537 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4







