Лыжа для аэросаней
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ЯЯ й7 Г4
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2l) 3375918/27-11 (22) 29.12.81 (46) 07.05.86. Бюл. У 17 (71) Марийский политехнический институт им. N. Горького (72) С.Ф. Киркин, В.А. Ведерников, В.И. Акулов и В.Ю. Курдин (53) 629.11.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
11- 45810, кл. В 62 М 27/00, 1934. (54)(57)1. ЛЫЖА ДЛЯ АЭРОСАНЕЙ, содержащая направляющий и удерживающий элемент, охваченный гибкой лентой, которая смонтирована с возможностью вращения и фиксированного поступательного перемещения вместе с ним и связана с механизмом ее натя—
„„SU 122 119 А1
15д 4 В 62 М 27/00 В 62 В 17/00 жения, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, обеспечивающей автоматическую смену режима работы, лента смонтирована с возможностью перемещения относительно указанного элемента.
2. Лыжа по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что направляющий и удерживающий элемент имеет корпус с ребордвми на наружной поверхности, высота которых не превьппает толщину ленты.
3. Лыжа по пп. 1 и 2, о т л ич а ю щ а я с я тем, что на внутренней и наружной поверхности ленты и между ребордами корпуса нанесено антифрикционное покрытие.
1229119
Составитель Т. Попова
Техред И. Верес
Корректор С. Черни
Редактор С. Патрушева
Заказ 2410/17
Тираж 571 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д: 4/5.Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к снегоходным транспортным средствам.
Цель изОбретения — упрощение конструкции, обеспечивающей автоматическую смену режима работы. 5
На чертеже изображена лыжа, общий вид.
Лыжа 1 для аэросаней имеет бесконечную гладкую гибкую ленту.2, которая с обеих сторон покрыта анти- 1О фрикционным водоотталкивающим материалом 3, и корпус 4 с ребордами 5 на наружной поверхности. Внутри корпуса 4 смонтировано устройство для регулирования натяжения ленты, нклю- !5 чающее в себя плоскую пружину 6, связанную стаканом 7 с пружиной 8, регулируемой винтом 9.
На корпусе 4 с обеих его сторон смонтированы с возможностью ограни- 20 ченного поворота отноеительно оси
10 подрезы ll и выполнены окна 12.
Лыжа работает следующим образом.
Перед эксплуатацией регулируют натяжение ленты. При движении аэросаней по льду и снегу с низким коэффициентом трения бесконечная лента
2 неподвижна относительно корпуса 4 и скользит .по поверхности пути подобно обычным опорным лыжам. При 30 переезде участка, свободного от снега и льда, например при проезде через свобоцное от снега и льда полотно асфальтированной шоссейной дороги, лента 2 вращается относительно корпуса. То же происходит и в случае движения по снежным участкам с высоким коэффициентом трения скольжения. Во время движения реборды 5 удерживают ленту 2 и направляют ее при вращении. Пбпавшие на лыжу снег и грязь удаляют через окна 12. Подрезы ll удерживают лыжи от бокового скольжения. При проезде аэросаней по свободным от льда и снега участкам пути подрезы 11 поворачиваются вокруг осей !О и не препятствуют движению транспортного средства. Ход подреэов ограничен, а возврат в исходное положение осуществляется пружинами. Поверхности корпуса лыжи, плоских пружин 6, покрытие антифрикционным материалом, обеспечивают уменьшение сил трения в режиме перемотки ленты.
Применение предлагаемых лыж для аэросаней расширяет воэможности использования транспортных средств на лыжах, так как экономит горючесмазочные материалы, затрачиваемые транспортными средствами с обычными лыжами во время объездов непроходимых для них участков.

