Подшипник качения
Изобретение используется в машиностроении для игольчатых подшипников со штампованным наружным кольцом. Сущность: игольчатый подшипник качения содержит тонкостенное наружное кольцо с криволинейным профилем дорожки качения и размещенные между ними тела качения в виде игл. Кольцо имеет прогиб профиля поперечного сечения в направлении тела подшипника на величину, большую или равную величине возможной радиальной тепловой деформации деталей подшипника в процессе эксплуатации. В торцах кольца установлены с натягом, определяемым по соответствующей формуле, шайбы из жесткого антифрикционного материала. Это ограничивает допустимый радиальный зазор, что повышает эксплуатационные свойства подшипника. 1 ил. , 1 табл.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям подшипников качения, в частности игольчатых цилиндрических подшипников со штампованным наружным кольцом.
Известны конструкции подшипника качения [1] , содержащие тонкостенное наружное кольцо, заполненное телами качения в виде игл. Наружное кольцо имеет отбортовки с двух сторон, удерживающие тела качения от выпадений из наружного кольца. Указанные подшипники сложны в изготовлении, что связано с необходимостью многопереходной штамповки наружного кольца, и имеют низкое качество, так как в процессе штамповки и термической обработки наружное кольцо теряет правильную геометрическую форму, а из-за наличия рабочего зазора между иглами тела качения в процессе эксплуатации перекашиваются к оси вращения подшипника и по краям их рабочих поверхностей и рабочей поверхности наружного кольца возникают повышенные контактные напряжения. Известны конструкции подшипника качения, содержащие тонкостенное наружное кольцо, заполненное иглами и имеющего гладкие фланцы, удерживающие иглы от осевого перемещения, а для предотвращения выпадения игл из наружного кольца до установки подшипника на вал внутри наружного кольца размещена упругая фасонная металлическая или пластмассовая шайба. Такой подшипник проще в изготовлении, но отличается низким качеством по указанным выше причинам. Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту (прототипом) является конструкция подшипника качения, содержащая тонкостенное цилиндрическое наружное кольцо, в котором размещены тела качения в виде игл и установленные с двух сторон шайбы. Обе шайбы выполнены упругими, одна из которых разрезная, а другая имеет шесть упругих отогнутых наружу лепестков. К числу недостатков данной конструкции подшипника качения относятся низкие эксплуатационные свойства, в частности низкая долговечность и быстроходность, так как в процессе эксплуатации иглы поворачиваются в пределах их рабочего зазора, их оси располагаются под углом к оси подшипника и они контактируют с наружным кольцом только своими крайними участками, вызывая высокие контактные напряжения; недопустимость перекоса осей наружного кольца и вала, на котором устанавливается подшипник, которые однако на практике всегда имеет место и приводит к снижению работоспособности подшипника; невозможность установки подшипника на буртиковый гладкий вал и в гладкое отверстие в корпусе, так как упругие шайбы, установленные по торцам наружного кольца, не в состоянии обеспечить надежную осевую фиксацию игл в процессе работы подшипника. Целью изобретения является повышение эксплуатационных свойств подшипника качения путем снижения чувствительности к монтажным перекосам, температурной деформации, а также уменьшение момента трения. Поставленная цель достигается тем, что в подшипнике качения, содержащем тонкостенное цилиндрическое наружное кольцо, тела качения в виде игл и установлены в торцах кольца шайбы, последние выполнены из жесткого антифрикционного материала и установлены во внутренней полости кольца с натягом, определяемым по формуле
















f= (D




В процессе работы температура подшипника может возрастать на 200-300оС, тогда

Так как тепловая деформация деталей подшипника компенсируется упругой деформацией дорожки качения наружного кольца, то нет смысла обеспечивать большой начальный радиальный зазор в подшипнике предлагаемой конструкции. Поэтому для этого подшипника D0 = = 12,7+0,018, D



Формула изобретения




где


Dв - диаметр отверстия подшипника;
d - диаметр иглы.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2