Сферический роликовый подшипник
Сферический роликовый подшипник относится к машиностроению, в частности к радиально-упорным, радиальным и упорно-радиальным сферическим подшипникам. Сферический роликовый подшипник содержит наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с одной или несколькими тороидальными дорожками качения и упорным бортиком и расположенные в сепараторе между дорожками качения колец под углом к оси подшипника несимметричные бочкообразные ролики, радиус образующих которых меньше радиуса сферы наружного кольца и радиуса образующей дорожки качения внутреннего кольца. Положение наибольшего диаметра ролика относительно его широкого торца определяется зависимостью E0,5Lp-Rpsin
в, где Lp - длина ролика; Rp - радиус образующей ролика;
в - угол между осью ролика и общей касательной в точке контакта ролика с дорожкой качения внутреннего кольца, расположенной на середине ролика. Технический результат - повышение долговечности подшипника за счет равномерного распределения контактных напряжений вдоль дорожки качения внутреннего кольца и исключения их концентрации на краю дорожки возле упорного бортика. 4 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к радиально-упорным, радиальным и упорно-радиальным сферическим подшипникам.
Известен радиально-упорный сферический подшипник [1]. Известный подшипник содержит наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, между которыми в сепараторе размещены бочкообразные несимметричные ролики. Радиусы сферы дорожек качения внутреннего кольца и боковой поверхности ролика равны между собой и меньше радиуса сферы дорожки качения наружного кольца. Данная конструкция имеет ряд недостатков, приводящих к неравномерному распределению контактных напряжений и как следствие к снижению долговечности подшипника. Одним из недостатков является наличие линейного контакта между роликом и дорожкой качения внутреннего кольца. Это приводит к возрастанию напряжений на обоих концах роликов и вследствие ослабленного металла кромки дорожки качения к преждевременному выкрашиванию металла на дорожках или роликах, т.е. к так называемому "краевому эффекту". Второй недостаток состоит в том, что расчетная точка контакта дорожки качения наружного кольца с роликом расположена на середине ролика. Это приводит к смещению равнодействующей усилий от роликов на дорожку качения внутреннего кольца в сторону широкого торца роликов на 0,05-0,1 длины роликов, что вызывает рост напряжений на краю дорожки внутреннего кольца и выкрoшивание металла дорожки или роликов возле упорного бортика. По этой причине наблюдается выход из строя подшипников в 40% и более случаев [2]. Оба недостатка являются превалирующими в усталостном разрушении внутренних колец и существенно снижают долговечность подшипников. Наиболее близким к заявляемому является роликовый радиальный сферический двухрядный подшипник [3]. Известный подшипник содержит наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, между которыми в сепараторе размещены бочкообразные несимметричные ролики. Радиус образующей ролика меньше радиусов образующих дорожек качения наружного и внутреннего колец. В данной конструкции отсутствует линейный контакт ролика с дорожкой качения внутреннего кольца, что устраняет "краевые эффекты" роста напряжений. Однако расположение расчетной точки контакта ролика с дорожкой качения наружного кольца на середине ролика приводит, как и в случае аналога [1], к смещению равнодействующей усилий от роликов на дорожку качения внутреннего кольца в сторону широкого торца роликов и к выкрoшиванию металла дорожки внутреннего кольца или роликов. Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является повышение долговечности подшипника за счет равномерного распределения контактных напряжений вдоль дорожки качения внутреннего кольца и исключения их концентрации на краю дорожки возле упорного бортика. Поставленная задача решается тем, что в сферическом роликовом подшипнике, содержащем наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с одной или несколькими тороидальными дорожками качения и упорным бортиком и расположенные в сепараторе между дорожками качения колец под углом к оси подшипника несимметричные бочкообразные ролики, радиус образующих которых меньше радиуса сферы наружного кольца и радиуса образующей дорожки качения внутреннего кольца, согласно изобретению положение наибольшего диаметра ролика относительно его широкого торца определяется зависимостью E








Подшипник работает следующим образом (см. фиг. 4). Первоначально без нагрузки или при незначительной нагрузке (p < 0,05C) контакт ролика 5 с дорожкой качения 4 внутреннего кольца 2 происходит в точке А или по площадке F незначительной величины на середине длины Lр ролика 5 (C - динамическая грузоподъемность подшипника). По мере увеличения нагрузки до средних значений (p


1. Авторское свидетельство СССР N 183544, опуб. 1966. 2. Вайткус Ю.М. и др. Новые подшипники для нижней головки шатунов двухэтажных лесопильных рам. - Деревообрабатывающая промышленность, N 11, М.: Лесная промышленность, 1990. 3. Проектирование роликовых радиальных сферических двухрядных и сфероупорных подшипников. - Подшипники качения. Справочник-каталог, под общ. редакцией Л.В. Черневского, М.: Машиностроение, 1997.
Формула изобретения
E


где Lр - номинальная длина ролика;
Rр - радиус образующей ролика;

РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4