Прицепной шатун
бойз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Кл. 46ст, 12
Заявлено 16.И.1966 (№ 1083173/24-6) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 13. т 11.1967. Бюллетень № 15
Дата опубликования описания 31.Х.1967
Комитет но делам изобретений и открытий ори Спите Министров
СССР
MHK F 02f
УДК 621,431.3-232.12 (088.8)
Лгторы изобретения
Заявитель
Н. П. Синенко и Б. Е. Мульман
Харьковский завод транспортного машиностроения им. В. A. Малышева
ПРИЦЕПНОИ ШАТУН
Известны прицепные шатуны, например, для многорядных двигателей внутреннего сгорания, соединенные с помощью болтов или шпилек с пальцем, установленным в проушине нижней головки главного шатуна.
Предлагаемый прицепной шатун отличается
GT известных тем, что диаметр опорной поверхности прицепного шатуна выполнен меньше диаметра пальца, что повышает надежность соединения.
На фиг. 1 показан прицепной шатун в соединении с главным шатуном; на фиг. 2 — сечение по оси прицепного шатуна.
В нижней головке главного шатуна 1 выполняется проушина 2, в которой установлена втулка 8 с окном 4. Во втулке находится цилиндрический прицепной палец 5 с двумя резьбовыми отверстиями б и центральным цилиндрическим отверстием 7. Прицепной шатун 8 двутаврового сечения вместо нижней головки имеет обработанную по цилиндрической поверхности пяту 9, в которой выполняют два боковых отверстия для шпилек 10 (или болтов), расположенных между полками сечения, и одно отверстие по оси шатуна для штифта 11.
Шатун 8 крепится к пальцу 5 двумя шпильками 10 (или болтами), которые ввинчиваются в резьбовые отверстия б прицепного пальца. В центральном отверстии прицепного пальца и шатуна установлен штифт 11. При этом для надежной опоры пяты .прицепного шатуна 8 на прицепной палец диаметр цилиндрической поверхности пяты выполняется
5 меньше диаметра прицепного пальца на 0,03—
0,20,ил (в зависимости от размеров и жесткости шатуна). В случае необходимости в шатуне и прицепном пальце выполняются каналы для прохода масла.
10 При работе двигателя сжимающие усилия от прицепного шатуна передаются к главному через соприкасающиеся цилиндрические поверхности прицепного шатуна и прицепного пальца.
15 Растягивающие усилия передаются от прицепного шатуна к главному через шпильки 10.
Качание прицепного шатуна 8 относительно главного, необходимое по условиям кинематики, обеспечивается поворотом прицепного
20 пальца 5 вместе с прицепным шатуном во втулке 8 проушины 2.
За счет разности диаметров пяты прицепного шатуна и прицепного пальца при затяжке шпилек создается прочное соединение, предот25 вращающее нарушение плотности стыка поверхности и образованпе наклепов.
Проушина может быть выполнена также в крышке нижней головки главного шатуна.
В двигателях с числом цилиндров в одной
30 плоскости больше двух (1Ч-образные, Х-образ4! фиг. l
Составитель А. Белостоцкий
Редактор П. А. Вербова Техред Л. Я. Бриккер Корректоры: М. П. ромашова и С. Ф. Гоптаренко
Заказ 3400/1! Тираж 535 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типографии, пр. Сапунова, 2 ные, звездообразные) количество проушин равно количеству цилиндров, расположенных в одной плоскости.
Предмет изобретения
Прицепной шатун, например, для многорядных двигателей внутреннего сгорания, соедипенный с помощью болтов или шпилек с пальцем, установленным в проушине нижней головки главного шатуна, отличающийся тем, что, с целью обеспечения надежного соединения, диаметр опорной поверхности прицепного шатуна выполнен меньше диаметра пальца.