Шатун к механизму привода рабочего органа сельскохозяйственной машины
Шатун содержит трубу с приваренными к ее концам нижней головкой и резьбовой втулкой. В корпусе нижней головки запрессована втулка заподлицо с внутренними торцевыми поверхностями цилиндрических проточек корпуса, в которые вставлены резиновые тороиды. Через отверстия втулки и резиновых тороидов установлен палец. Тыльные конусные поверхности головки пальца и поджимной шайбы выполнены под углом к торцевым поверхностям резиновых тороидов и образуют суммарный угол 2
, соответствующий углу 2
втулки. Шатун имеет простую конструкцию шарнирного подшипника и надежное манжетное уплотнение в виде тороидов из упругого материала. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и может быть использовано в приводах режущих механизмов уборочных машин.
Известна конструкция шатуна, содержащая трубу с резьбовой втулкой и нижней головкой с шарнирным подшипником и пальцем для крепления к головке режущего аппарата (В.Е. Комаристов, Н.Ф. Дунай. Сельскохозяйственные машины - М., 1971, с. 209, рис. 137). Недостатком данного шатуна является сложность конструкции шарнирного подшипника, невысокая надежность манжетного уплотнения корпуса нижней головки шатуна. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является шатун косилки двухбрусной полунавесной КДП-4,0 Люберецкого завода сельскохозяйственного машиностроения имени Ухтомского (Техническое описание и инструкция по эксплуатации "Косилка двухбрусная полунавесная КДП-4,0". - М., 1980, с. 14, рис. 8). Шатун, соединяющий нож с механизмом привода, представляет собой трубу (шток) с приваренными на концах резьбовой втулкой и корпусом, в котором имеется шарнирный подшипник и палец, при помощи последнего шатун соединен с головной ножа и закреплен на ней гайкой. Шарнирный подшипник закреплен в корпусе завальцованной крышкой. Сзади корпус закрыт манжетой, надетой на втулку. Шарнирное соединение снабжено пресс-масленкой. Недостатками данного шатуна являются сложность конструкции шарнирного подшипника, выполненного в виде шарового (сферического) соединения, очень трудоемкого в изготовлении, и невысокая надежность манжетного уплотнения, что приводит к попаданию пыли на трущиеся поверхности и быстрому износу шарнирного подшипника. Целью изобретения является повышение надежности манжетного уплотнения и упрощение конструкции шарнирного подшипника. Поставленная цель достигается тем, что манжетное уплотнение корпуса нижней головки шатуна выполнено в виде тороидов из упругого материала, например твердой резины, установленных в торцевых цилиндрических проточках корпуса, а шарнирный подшипник выполнен в виде простой втулки, имеющей отверстие с конусными опорными поверхностями и запрессованной заподлицо с внутренними торцевыми поверхностями цилиндрических проточек корпуса, включающего: палец, имеющий цилиндрическую опорную поверхность и тыльную конусную опорную поверхность на головке пальца; поджимную шайбу с тыльной конусной опорной поверхностью. Сущность данного технического решения заключается в том, что надежность манжетного уплотнения корпуса нижней головки шатуна достигается путем плотного прилегания контактирующих поверхностей резиновых тороидов к поверхностям сопрягаемых деталей: корпуса, втулки, пальца шатуна и поджимной шайбы за счет упругости резиновых тороидов при сжимании их путем затягивания пальца шатуна гайкой к головке ножа режущего аппарата, причем уплотнение резиновыми тороидами практически исключает попадание пыли на опорные поверхности втулки и пальца и сохраняет смазку этих поверхностей, кроме того, резиновые тороиды служат также в качестве амортизаторов, снижающих динамические нагрузки от работы привода, и предохраняют контактирующие опорные поверхности от преждевременного износа. Упрощение конструкции шарнирного подшипника, включающего корпус с резиновыми тороидами, втулку и палец с поджимной шайбой, достигается тем, что отверстие втулки имеет конусные опорные поверхности, образованные двумя пересекающимися конусными поверхностями с углом 2










Формула изобретения
1. Шатун к механизму привода рабочего органа сельскохозяйственной машины, содержащий трубу с приваренными к ее концам резьбовой втулкой и нижней головкой, в корпусе которой имеется манжетное уплотнение, шарнирный подшипник, палец с поджимной шайбой и гайкой, отличающийся тем, что манжетное уплотнение корпуса выполнено в виде резиновых тороидов, установленных в цилиндрических проточках корпуса, а шарнирный подшипник выполнен в виде втулки, запрессованной в корпус заподлицо с внутренними торцевыми поверхностями цилиндрических проточек, при этом втулка имеет отверстие, опорная поверхность которого образована двумя пересекающимися конусными поверхностями с углом 2



РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3