Автооператор
Использование: в оборудовании, предназначенном для механизации и автоматизации различных технологических процессов. В направляющих 2 установлена каретка 6 с исполнительным органом, привод перемещения исполнительного органа /
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (54) АВТООПЕРАТОР
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 л . (21) 4941969/.08 (22) 08.04.91 (46) 30.03.93. Бюл. hh 12 (71).Производственное объединение "Сибтяжмаш" (72) Н.Г. Дьяконов (56) Авторское свидетельство СССРМ 1710338,-кл. В 25 J 11./00; 1989:.
„„5Q„„1805031 А1 (я)5 В 25 J 11/00, В 23 0 7/04 (57) Использование: в оборудовании, предназначенном для механизации и автоматизации различных технологических процессов. В направляющих 2 установлена каретка 6 с исполнительным органом, привод перемещения исполнительного органа
©6
О (Я
С)
0д
1805031
7. Механизмы перемещения основания и каретки выполнены на основе тросо-блочной системы, состоящей из основного и дополнительного барабанов, несущих основной 31 и дополнительный 32 тросы, концы которых закреплены на противоположных концах каретки 6. Барабаны кинематически взаимодействуют между собой посредством двух параллельно расположенных ветвей зубчатых передач; ведущие зубчатые колеса которых представляют единый двухвенцовый блок, установленный соосно основному барабану, а ведомые зубчатые колеса этих передач имеют участки с вырезанными зубьями и установлены
Изобретение относится к оборудованию, предназначенному механизировать и автоматизировать различные технические процессы, а именно при обработкр различных изделий.
Цель изобретения — расширение технологических возможностей использования автооператора.
На фиг.1 показан автооператор, общий вид; на фиг.2 — сечение А — А на фиг.1;.на фиг.3 — сечение Б — Б на фиг.2, Автооператор содержит основание 1 в виде вертикальных стоек, на которых смонтированы направляющие 2, опирающиеся посредством нижних 3 и верхних 4 катков на фундамент 5, каретку 6 с исполнительным органом 7 и привод перемещения 8 исполнительного органа, Иаправляющие 2 в нижней части установлены на основании 1 посредством шарового соединения 9, а сами направляющие, связанные между собой, соединены с основанием посредством регулируемой по длине тяги 10, состоящей из винта 11, имеющего концы с левой и правой резьбой, выполненной также в тяговых втулках 12 и
13. Регулируемая по длине тяга 10 соединена с направляющими через шаровое соединение 14 и с основанием через шаровое соединение 15.
В верхней части к направляющей 2 закреплен дополнительный отклоняющий блок 16.
Привод перемещения 8 исполнительного органа 7 включает двигатель 17 и механизмы перемещений каретки 6 (вертикального и колебательного движений) и перемещения основания 1 автооператора, причем выходной вал двигателя 17 (например мотор-редуктора) посредством муфты
18 соединен со шлицевым валом 19, на косоосно дополнительному барабану. Один из зубчатых венцов двухвенцового блока связан с соответствующим ведомым зубчатым колесом посредством дополнительно введенного промежуточного колеса. Направля. ющие 2 в месте их соединения с основанием
1 соединены с последним посредством шарнира, а между основанием 1 и направляющими 2 установлена регулируемая по длине тяга 10, выполненная в виде винта 11, имеющего два участка разного направления резьбы и взаимодействующего с тяговыми втулками 12 и 13, соединенными соответственно с направляющими и основанием посредством шаровых опор. 3 ил. тором смонтирована двухсторонняя муфта
20 сцепления с механизмом перемещения 1 каретки 6 с исполнительным органом 7 и с механизмом перемещения основания автооператора.
Двусторонняя муфта 20 сцепления содержит с возможностью осевого перемеще.ния по шлицевой части вала 19 сцепную втулку 21 с конусами 22 и 23 для вэаимодей10 ствия с конусными дисками 24 и 25. .Механизм перемещения основания автооператора содержит цепную 26 и червячные передачи, причем червячное колесо 27 червячной передачи жестк6 связано с конусным диском 24, а червяк 28 посредствам цепной передачи 26 связан с верхним катком 4 основания 1..
Механизм перемещения каретки состоит из кривошипно-шатунного механизма и
20 тросо-блочной системы.
Тросо-блочная система состоит из основного 29 и дополнительного 30 барабанов, основного 31 и дополнительного 32 тросов, блока 33 и системы блоков 34, при25 чем основной барабан 29 жестко связан с конусным диском 25 и кинематически — с дополнительным барабаном 30. Основной трос 31 огибает блок 33 и концами запасован на основном барабане 29 и каретке 6, 30 оснащенной катками 35 для перемещения по направляющим 2, а дополнительный трос
32 огибает систему блоков 34 и закреплен концами соответственно на барабане дополнительном 30 и каретке 6 с противопо35 ложной стороны от закрепления основного троса 31.
Кривошипно-шатунный механизм содержит установленный соосно.с основным барабаном 29 диск 36, на котором закреп40 лен шатун 37, при этом расстояние от места его соединения с диском 36 до оси основно1805031
ro барабана 29 определяет радиус кривошипа. Другой конец шарнира 37 шарнирно соединен с коромыслом 38, закрепленным шарнирно на основании 1; противоположный конец которого несет на себе ось 39 с блоком 33.
Кинематически связь основного барабана 29 с дополнительным барабаном 30 выполнена в виде двух параллельно распо-. ложенных ветвей зубчатых передач, ведущие зубчатые колеса которых представляют двухвенцовой блок 40, установленный соосно с основным барабаном 29. а ведомые зубчатые колеса 41 и 42 выполнены с вырезанными зубьями, а также установлены и закреплены соосно с дополнительным барабаном 30. Участки с вырезанными зубьями . в этих зубчатых колесах 41 и 42 смещены в противоположные стороны и их взаимодействие с венцами двухвенцового блока 40 осуществляется поочередно при вращении последнего от основного барабана 29.
Причем второй венец двухвенцового блока 40 взаимодействует с ведомым зубчатым колесом 42 через промежуточное зубчатое колесо 43.
Автооператор. работает. следующим образом.
Автооператор подводится посредством механизма перемещения его основания 1 к . обрабатываемому объекту, при этом при необходимости он может перемещаться вдоль объекта. В зависимости от технологических потребностей каретка 6 устанавливается на необходимой высоте относительно обрабатываемого объекта включением двигателя
17 на вращение основного барабана 29, а вращением винта 11 направляющие 2 устанавливаются под необходимым углом к вертикальной оси в зависимости от уклона обрабатываемой поверхности объекта. Да: лее устанавливается исполнительный орган
7 и снова включается двигатель 9 на вращеwe основного барабана 29; Механизм.перемещения .каретки 6 с исполнительным органом .7 обеспечивает колебательные движения исполнительного органа 7 и одновременное перемещение каретки 6 по направляющим 2, при этом кинематическая связь основного барабана 29 с дополнительным барабаном 30 посредством поочередного взаимодействия зубчатых колес 41 . и 42 с вырезанными зубьями с двухвенцовым блоком 40 обеспечивает постоянную взаимную натяжку основного и дополнительного тросов. . Восле обработки одной поверхности автооператор перемещается к следующей пообработки изделий различных форм и со20 кращения времени на переустановку изде25
35
50
5
15 верхности с другим уклоном, если обрабатываемый объект развернут вдоль движения автооператора, а если обрабатываемый объект имеет замкнутую форму, то он поворачивается. И в том и в другом случае обрабатываемый объект может перекантовываться на 180О.
Наличие шаровых соединений между направляющими и основанием, а также в местах соединения концов регулируемой тяги, при установке блока (на конце коромысла) с возможностью вращения на вертикальной оси, возможен поворот направляющих с любым радиусом поворота, а также наклон их в любой плоскости, что радикально расширяет технологические возможности использования автооператора данной конструкции за счет возможности лия, а также снижение общей трудоемкости
Формула изобретения
Автооператор, содержащий основание с направляющими, на которых установлена.каретка с исполнительным органом, привод перемещения исполнительного органа, механизм перемещень;я основания и механизм перемещения каретки на основе тросо-блочной системы, состоящей из основного и дополнительного барабанов, несущих основной и дополнительные тросы, концы которых закреплены на противоположных концах каретки, и кинематически. взаимодействующих между собой посредством двух параллельно расположенных ветвей зубчатых передач, ведущие зубчатые колеса которых обьединены в единый двухвенцовый блок, установленный соосно с основным барабаном, а ведомые зубчатые колеса этих передач имеют участки с вырезанными зубьями и установлены соосно с дополнительным барабаном, причем один из зубчатых венцов двухвенцового блока связан с соответствующим ведомым зубчатым колесом посредством промежуточного колеса; отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей, он снабжен тягой с двумя участками резьбы разного направления и расположенными на этих участках втулками, при этом тяга расположена между основанием и на-. правляющими, тяговые втулки соединены соответственно с направляющими и с основанием посредством шаровых опор, а направляющие — с основанием посредством шарнира.
1805031
4Риг. 3
Составитель Н.Дьяконов
Техред М,Моргентал Корректор О.Густи
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 921 Тираж Подписное .8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/S



