Патент ссср 189708
ОПИСАНИЕ l89708
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Соаз Советскиз
Сопизлистическиз
Республин
Зависимое от авт. свидетельства №
Кл. 651т, 8
Заявлено 04Х!11.1958 (№ 605359/27-11) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано ЗО,Х1,1966. Бюллетень № 24
Дата опубликования списания 31.XII.19áá
МПК В 63Ь
УДК 629.12.013.32(088.8) Ковтитет по делов изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
АВТОМАТИЧЕСКОЕ СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО
ДЛЯ ТОЛКАЕМЫХ СУДОВ
Известны автоматические сцепные устройства для толкаемых судов, содержащие: замок с фиксатором и ручным механизмом отдачи, сцепной элемент, входящий в зев замка и фиксируемый в нем, и амортизационные элементы, размещенные на транцах судов. Эти устройства соединяют суда на несколько степеней свободы. В результате суда перемещаются одно относительно другого при качке и повороте состава, что ухудшает мореходные и ходовые качества состава и создает значительные дополнительные динамические нагрузки в сцепных устройствах. Кроме того, увеличиваются их габариты и вес.
Особенность описываемого автоматического сцепного устройства состоит в том, что его сцепной элемент выполнен в виде кронштейна, на котором поворотно смонтирован амортизационный ролик с горизонтальной осью вращения. Зев замка устройства выполнен с горизонтальным полукруглым гнездом и наклонными верхней и нижней направляющими плоскостями, на которые при сцепке накатывается ролик, осеспечивая полное выравнивание и сцепление судов.
При такой конструкции сцепного устройства повышаются мореходные качества состава су, дов, уменьшаются вес и габариты сцепного устройства.
Для повышения надежности фиксации судов и обеспечения автоматической отдачи при перегрузках, а также снижения усилий в ручном механизме отдачи нагруженного замка в
5 его корпус вмонтирован сбалансированный захват криволинейной формы с горизонтальной
< сью вращения, запираемый подпружиненным замковым валом также с горизонтальной осью гращения, и, кроме того, с эксцентрично рас10 положенным секторным пазом.
На фиг. 1 схематически изображено предложенное автоматическое сцепное устройство с оконечностями сцепленных судов, внд сбоку; на фиг. 2 — то же, вид в плане; на фиг. 3— то же, вид сбоку при расцепленных судах; на фиг. 4 — фиксатор, вид сбоку.
Автоматическое сцепное устройство содержит замок, установленный на транце одного
20 судна, и сцепной элемент, расположенный на транце другого судна.
В корпусе 1 замка имеется горизонтальное полукруглое гнездо А, наклонные плоскости— верхняя Б и нижняя В и боковые Г и Д, меж25 ду которыми располагается сцепной элемент.
Последний состоит из кронштейна 2 и ролика
8, имеющего внутри амортизационный элемент а, вращающийся на горизонтальной оси 5.
В корпус вмонтирован также сбалансиро30 ванный захват б криволинейной формы с за189708
3 порным хвостовиком E и противовесом (балансом) Ж, вращающийся на горизонтальной оси 7 и запираемый замковым валом 8 с пружиной 9 и собачкой 10.
Замковый вал имеет уступ И и эксцентрично расположенный секторный паз К с цилиндрической поверхностью, радиус которой проходит ниже оси вращения замкового вала на величину l (эксцентрицитет), а пружина 9 прикреплена также ниже оси вращения замкового вала. Рукоятка 11 ручного механизма отдачи замка тросиком 12 связана с замковым
«алом.
Судовой упор 18 имеет гнездо Л для размеIIIeHHsr замка, orpaHH IHTealb 14 хода 33X«3T3 H на передней стенке вырез М для прохода захвата в по,хожение «открыло» (см. фиг. 3).
При сцепленных судах ролик 8 упирается в полукруглое гнездо А и передает на корпус судна всю нагрузку, а захват б, охватывая ролик и запирая его своим хвостовиком и замковым валом (см. фиг. 4), воспринимает растягивающие силы и передает их через ось 7 н вал 8 также на корпус судна.
Значительная жесткость конструкции сцепного усгройства в сочетании с шарнирным соединением судов снижает их рыскание при качке и уменьшает его вес, а размещение замков на одинаковом расстоянии от основной и диаметральной плоскостей обеспечивает автоматическое совмещение обводов однотипных судов, приближая мореходные качества состава к мореходным качествам монолитного судна.
Наличие наклонных плоскостей Б, В, Г, Д и соответствующего профиля поверхности Н противовеса вращающегося захвата б и подпружиненного замкового вала 8 обеспечивает автоматическое сцепление судов под действием продольной силы.
На спокойной воде в случае разности в осадках на транцах сцепляемых судов больше допустимой конструкцией сцепного устройства, необходимо произвести балластировку соответствующих отсеков, например, открытием кингстонов 15 с заполнением и опорожнением самотеком.
Автоматическое сцепное устройство работает следующим образом.
Под действием продольной силы, например упора толкача, судно с кронштейнами и роликами по наклонным плоскостям Б, В, Г, Д направляется и накатывается на сцепляе мое судно. При этом ролик 8 нажимает на поверхность Н противовеса захвата и разворачивает его; последний охватывает ролик и своим
55 хвостовиком E отжимает собачку 10, а подIIp)"жиненный замковый «3 запирает xBocTQвик захвата. Сцепка обоих замков может производиться одновременно и поочередно.
Для расцепки судов необходимо повернуть, например, против часовой стрелки рукоятку отдачи одного замка до упора и вернуть ее в исходное положение. При этом замковый вал повернется, например, против часовой стрелки до упора 1б и освободит проход хвостовику захвата, а последний, проходя над вырезом в
"-амковом валу, подтолкнет его до сцепления с собачкой 10, чем обеспечивается готовность замка к последующей сцепке.
При возникновении перегрузок от растягивающих сил, например на циркуляции или при расцепке одного замка и расхождении судов, крутящий момент, необходимый для поворота замкового вала (отдачи сцепного устройства) уменьшается, достигая отрицательного значения при нагрузке в устройстве, близкой к разрушающей, чем обеспечивается его автоматическая отдача. Обеспечивается эго тем, что внешняя нагрузка действует на замковый вал эксцентрично, развивая крутящий момент, преодолевающий крутящ <й момент от пружин и сил трения.
Предмет изобретения !. Автоматическое сцепное устройство для толкаемых судов, содержащее замок с фиксатором и ручным механизмом отдачи, сцепной элемент, входящий в зев замка и фиксируемый в нем, и амортизационные элементы, размещенные на транцах судов, отличающееся тем, что, с целью повышения мореходных качеств состава судов и уменьшения веса и габаритов сцепного устройства, сцепной элемент выполнен в виде кронштейна, на котором поворотно смонтирован амортизационный ролик с горизонтальной осью вращения, а зев замка выполнен с горизонтальным полукруглым гнездом и наклонными верхней и нижней направляющими плоскостями, на которые при сцепке накатывается ролик, обеспечивая полное выравнивание и сцепление судов.
2. Сцепное устройство по и. !, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности фиксации судов и обеспечения автоматической отдачи замка при перегрузках, а также для снижения усилий в ручном механизме отдачи нагруженного замка, в него вмонтирован сбалансированный захваT криволинейной формы с горизонтальной осью вращения, запираемый подпружиненным замковым валом с горизонтальной осью вращения, выполненный с эксцентрично расположенным секторным пазом.
189708
9 г 4
Составитель Е. И. Кривенко
Редактор Л. В. Калашникова Техред Т. П. Курилко Корректоры: T. Н. Костикова и В. В. Крылова
Заказ 4132/1 Тираж 650 Формат бум. 60X90 /з Объем 0,41 изд. л. Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ценгр, пр. Серова, д. 4
Типографии, пр. Сапунова, 2



