Технйчрскдя ут библиотека
Взамен ранее изданного
О П И С А Н И Е ((((qesy3y
ИЗОБРЕТЕН ИЯ к АатоРскомю свидетельствю
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свил-ву— (22) Заявлено 16.10.65 (21) 1032561/25-28
2 (51) М. Кл
Cj 01 ((1 29/04 с присоединением заявки №
Государстеенный комнтет
Соаета Мнннотроа С(н,р по делам изобретений и открытнй (23) Приоритет (43) Опубликовано15.11.78.Áþëëåòåíü №42 (53) УДК620.179., 16 (088.8) (45) Ilата опубликования описания 20.11.78 (72) Авторы изобретения
Ф. В. Леви.кин, Э. Я. Сапожников и В, M. (71) Заявитель
Всесэюзнь(й научнэ-исследовательский инст железнэдорожнэгэ транспорта (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИММЕРСИОННОГО
УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ ПОРШНЕЙ
Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может использоваться для ультразвукового контроля поршней.
И з технической литературы известно устройство для иммерсионного ультразву5 кового контроля поршней, содержащее заполненный водой корпус, в верхней части которого имеется отверстие для установки контролируемого поршня и механизм поворота поршня, размещенные в корпусе
1О излучатель ультразвуковых колебаний, загерметизированный в призме, и привод для перемещения излучателя (1).
В известном устройстве механизм перемещения искателя позволяет переме15 шать его по радиусам от вертикальной оси установки искателя, а угол ввода колебаний остается постоянным.
Однако известное устройство невозможго но налаживать перед началом контроля путем изменения направления ультразвуковых колебаний, что не позволяет конте ролировать поршни различных типов.
11ель изобретения — обеспечение возможности контроля поршней различных типов.
Это достигается тем, что привод излучателя выполнен в виде штанги с шестерней, расположенной на нижнем ее конде, взаимодействующей с рейкой, связанной с призмой при помощи шарового шарнира для перемещения излучателя по дуге в вертикальной плоскости двух тяг одна из которых шарнирно соединена с призмой для поворота излучателя в атой же плоскости.
На чертеже изображена схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит корпус 1, заполненный водой 2, механизм Э поворота поршня, излучатель 4 ультразвуковых колебаний, заключенный в призму 5 из оргстекла, привод перемещения излучателя, содержаший вертикальную штангу 6, рейку 7 и шестерню 8; шаровой шарнир 9, две шарнирно связанные между собой тяги 10 и 11, последняя шарнирно связана
188739 с держателем 12; дефектоскоп 13, маслоохлаждающую канавку 14 контролируеt мый поршень 15.
Устройство работает следующим образом. Ф
Корпус заполнен водой до половины вращающейся части установки. Перед заливкой иэ воды нагреванием удаляется растворенный в нем воздух.
Перед началом контроля с помощью © привода для перемещения излучателя изменяют направление ультразвуковых колебаний, т.е. производят наладку устройства. Сначала производят грубую настройку с помощью рейки с шестерней вращением штанги. Искателю сообщается движение по дуге в вертикальной плоскости, Затем — точную настройку с помощью системы двух тяг 10 и 11. При такой настройке добиваются различного угла ввода при постоянной точке ввода колебаний, таким образом обеспечивая контроль поршней различных типов, Затем производят контроль поршней обычным образом, т. е. возбуждают ульт- развуковые колебания в излучателе 4, которые через жидкость направляются в днище поршня напротив маслоохлаждаюшей канавки 14.
Механизм поворота поршня приводит его в движение. Принятые сигналы отраженных от дефектов и стенок поршня колебаний поступают на дефектоскоп 13 и расшифровываются.
Предлагаемое устройство обладает простой регулировкой и стабилизацией положения излучателя.
Формула изобретения
Устройство для иммерсионного ультразвукового контроля поршней, содержащее заполненный водой корпус с отверстием для установки контролируемого поршня, механизм поворота поршня вокруг своей оси, размещенные в корпусе призму с излучателем ультразвуковых колебаний и привод перемещения излучателя, отличающееся тем,что,c целью обеспечения возможности контроля поршней различных типов, привод перемещения излучателя выполнен в виде вертикальной штанги с расположенной на ее нижнем конце шестерни и рейки, взаимодействующей с последней и связанной с призмой шаровым шарниром, и шарнирно соединенных между собой и обеспечивающих поворот излучателя в вертикаль— ной плоскости двух тяг, одна из которых шарнирно связана с призмой.
Источники информации, принятые во внимание при акспертизе:
1. Левыкин Ф. В. и др, Дефектоскопия деталей локомотивов.М., 1 962,с.96-1 02.
188739
Составитель Т. Головкина
Редактор Л. Письман Техред К. Гаврон Корректор В. Сердак
Заказ 6605/53 Тираж 1070 Под пи с ное
Ш1ИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4 5
Филиал ППП Патен-", г. Ужгород, ул. Проектная, 4


