Способ восстановления посадочных отверстий под подшипники
Использование: в ремонтном производстве , при восстановлении изношенных внутренних посадочных поверхностей под подшипники или стаканы. Сущность изобретения: обезжиривают изношенную поверхность отверстия. Наносят на нее состав на основе эпоксидной смолы с ферромагнитным наполнителем. Устанавливают в отверстие калибрующую оправку с нагревательным элементом и соленоидом для создания магнитного поля. Нагревают состав до 60°С, включают соленоид, нагревают состав до 120°С и отверждают его, не выключая соленоида. Способ обеспечивает высокое качество и снижение трудоемкости восстановления. 1 з.п. ф-лы. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛ ИСТИЧ Е СКИХ
РЕСПУБЛИК (si)s В 23 P 6/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
4 .Q1 0 ,Ql с0
О (21) 4873458/27 (22) 10.10.90 (46) 07.09.92. Бюл. М 33 (71) Всесоюзный научно-исследовательский технологический институт восстановления изношенных деталей машин "Ремдеталь" (72 С. С. Карабинеш, Н. В. Молодык, А. Н.
Соколенко и Д. И. Ильницкий (56) Воловик Е. Л„Голубцова Д. С. Федулова
В. А. и др. Технология восстановления носителей коренных подшипников блока цилиндров двигателя СМД-14 эпоксидным составом с отверждением в магнитном поле. — М.: ГОСНИТИ, 1980, с. 6-7. (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСАДОЧНЫХ ОТВЕРСТИЙ ПОД ПОДШИПНИКИ
Изобретение относится к области ремонта машин, в частности к восстановлению изношенных посадочных поверхностей под подшипники составами на основе эпоксидных смол.
Одним из наиболее рациональных способов применения в ремонтном производстве металлов в сочетании с полимерами является нанесение на изношенные поверхности деталей тонкостенных покрытий на основе эпоксидной смолы. В этом случае высокая механическая прочность и жесткость, характерные для металлов, дополняется хорошими антифрикционными, антикоррозионными, износостойкими свойствами, присущими полимерам.. Ж 1759590 А1 (57) Использование: в ремонтном производстве, при восстановлении изношенных внутренних посадочных поверхностей под подшипники или стаканы. Сущность изобретения: обезжиривают изношенную поверхность отверстия. Наносят на нее состав на основе эпоксидной смолы с ферромагнитным наполнителем. Устанавливают в отверстие калибрующую оправку с нагревательным элементом и соленоидом для создания магнитного поля. Нагревают состав до 60 С, включают соленоид, нагревают состав до 120 С и отверждают его, не выключая соленоида. Способ обеспечивает высокое качество и снижение трудоемкости восстановления. 1 з.п, ф-лы. 1 ил.
Известен способ нанесения на изношенную внутреннюю поверхность детали состава на основе эпоксидной смолы с последующим размещением калибрующей оправки, и полимеризации в нагревательном шкафу. Однако этим способом практически почти невозможно достичь надежного и качественного покрытия. Это объясняется низкой тиксотропностью предложенного полимерного состава. При нагревании покрытие оплывает, теряя правильную геометрическую форму. Качество восстановления очень низкое.
Известны способы вклеивания на изношенную поверхность дополнительного элемента: втулки, разрезного кольца и др, Однако реализация этих способов сопряже1759590
55 на со значительными трудовыми затратами, применение дополнительных элементов, длительностью отверждения клеевого слоя, использования громоздкого и дорогостоящего оборудования, что затрудняет их практическое внедрение.
Наиболее близким техническим решением является способ нанесения покрытия, размещения в отверстии калибрующих оправок и ускорения процесса полимеризации обработкой покрытия магнитным полем. Технологический процесс восстановления деталей этим способом состоит из следующих последовательных операций; определение величины износа, растачивания изношенной поверхности до устранения следов износа, обезжиривания этой поверхности, нанесения разделительного слоя на калибрующую оправку, нанесения слоя полимера на восстанавливаемую поверхность, размещения оправки в отверстие с полимером, Причем отверждение проводят в несколько этапов: с выключенными катушками соленоида 10 — 15 мин; при включенных катушках 40 мин и 3 часа при выключенн ых катушках.
Известный способ не позволяет четко ориентировать частицы наполнителя по силовым линиям магнитного поля. Это связано с реологическими свойствами применяемого полимера, За время стабилизирующей выдержки калибрующей оправки
10 — 15 мин до включения магнитного поля вязкость полимера увеличивается и возможность ориентирования частиц полимера резко снижается. Тем самым снижается положительный эффект от воздействия магнитного поля на фиксируемое покрытие, его несущая способность, прочностные свойства, стойкость к старению не увеличивается, Существенным недостатком способа является необходимость в предварительной механической обработке, а это увеличивает трудоемкость восстановления, повышает себестоимость деталей, длительность нахождения машин в ремонте.
Целью изобретения является повышение качества и снижение трудоемкости восстановления.
Цель достигается тем, что на обезжиренную изношенную поверхность отверстия детали 1 наносят состав на основе эпоксидной смолы с ферромагнитным наполнителем 3, а на рабочую поверхность калибрующей оправки 2 разделительный слой, размещают оправку, выполненную с соленоидом для создания магнитного поля, в отверстии, базируют ее по неизношенной поверхности и при помощи уплотнительного кольца 4. Затем нагревают покрытие 3
50 при помощи нагревательного элемента 6 до температуры 60 +.2 С и включают соленоид
5, Нагревают покрытие до температуры
120 4-2 С и отверждают его на протяжении
1 часа. Ro завершении процесса полимеризации удаляют калибрующую оправку. Рабочую поверхность оправки выполняют с таким расчетом, чтобы исключить необходимость последующей механической обработки восстановленного отверстия.
Покрытие нагревают до температуры
60 + 2 С, снижая вязкость на 25 — 30, тем самым дается возможность свободной ориентировки частиц наполнителя в массе полимера и равномерное их распределение при включении соленоида, Дальнейшая тепловая обработка покрытия с одновременным воздействием магнитного поля увеличивает прочностные характеристики покрытия на основе эпоксидной смолы в 1,5 — 1,7 раза, ускоряет процесс полимеризации с 6 ч до
1,2 ч. Равномерное распределение ориентированных по силовым линиям магнитного поля ферромагнитных частиц увеличивает когезионную прочность покрытия, что улучшает условия теплоотвода покрытия на основе эпоксидной смолы и повышает надежность деталей в процессе эксплуатации.
Восстанавливаемое отверстие не подвергается предварительной механической обработке, так как калибрующая оправка базируется по изношенной части детали.
Пример. Корпус раздаточной коробки трактора Т-150К,изготовленный из серого чугуна СЧ15. Восстановлению подлежит наиболее изнашиваемая внутренняя посадочная поверхность, которой является отверстие под подшипники 311, 12311 диаметром 120-оя35 мм.. Величина износа этого отверстия составляет 0,15-о, о мм.
Восстановление его проводили при помощи калибрующей оправки, рабочая поверхность которой изготовлена с таким расчетом, чтобы, с учетом усадки покрытия, был обеспечен необходимый зазор в сопряжении покрытие — наружная обойма подшипника, Базирование калибрующей оправки осуществляли по отверстию под стакан, расположенному на противоположной стенке корпуса.
Применяемый состав на основе эпоксидной смолы холодного отверждения, содержит, мас,ч.: смола Э4-20-100, диэтилентриамин (отвердитель) — 10, тиокол
НВБ-2 (пластификатор) — 20, чугунный порошок (наполнитель) - 70 или железный порошок — 60 с добавками мелкодисперсной
1759590
Составитель А,Соколенко
Техред М.Моргентал Корректор Н,Тупица
Редактор
Заказ 3141 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 меди — 20, Время полной полимеризации композиции при 20 С вЂ” 24 ч, при 120 C — 1,2 ч.
Использование предлагаемого способа восстановления изношенных посадочных поверхностей составами на основе эпоксидной смолы обеспечивает по сравнению с существующими способами надежную работу ответственных деталей машин. Его реализация позволяет снизить трудовые материальные затраты на восстановление деталей и повысить качество восстановления.
Формула изобретения
1. Способ восстановления посадочных отверстий под подшипники, заключающийся в том, что на обезжиренную изношенную поверхность отверстия наносят состав на основе эпоксидной смолы с ферромагнитным наполнителем, размещают в отверстии калибрующую оправку, выполненную с соленоидом для создания магнитного поля, базируют оправку, обрабатывают состав
5 магнитным полем и отверждают его, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения качества и снижения трудоемкости восстановления, оправку выполняют с нагревательным элементом, перед обработкой
10 состава магнитным полем его нагревают до
60,С нагревательным элементом, затем включают соленоид, нагревают состав до
120ОC и отверждают его, не выключая соленоида.
15 2. Способ по п. 1, отл ич а ю щи и с я тем, что калибрующую оправку базируют по неизношенным поверхностям детали.


