Катер на воздушной подушке
Изобретение относится к судостроению и позволяет повысить эксплуатационные качества катера на воздушной подушке. В носу катера в канале 8 смонтирован винт 6. Под днищем катера выполнены бортовые параллельные каналы, каждый из которых пневматически сообщен с каналом 8 посредством воздуховода и отверстия а в днище . В каждом из бортовых каналов смонтированы подвижные подьемнох-опускные отражатели 12, которые в зависимости от своего расположения регулируют направление истечения воздуха повышенного давления из воздушной подушки в каждом из бортовых каналов и, таким образом, обеспечивают создание тяги для движения и управления положением катера. Между бортовыми каналами выполнен более широкий канал, в котором воздушная подушка создается при движении катера благодаря набегающему потоку, что снижает сопротивление движению. 4 з.п. ф-лы 7 ил.
союз советских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Э б1
М IlATEHTV
11 (21) 4613330/11 . (86) PCT/IT 86/00072 (24.09.86) (22) 19.01,89 (31) 213336А/86 (32) 31.07.86 (ЗЗ) IT (46) 30.11.91. Бюл, N 44 (75) Франко Солари {IT) (53) 629.124.9.039.002,54(088.8) (56) Бенуа Ю.Ю. и Корсаков В.M. Суда на воздушной подушке. Л.: Судпромгиз, 1962, с. 38-39, рис. 13. (54) КАТЕР НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ (57) Изобретение относится к судостроению и позволяет повысить эксплуатационные качества катера на воздушной подушке. В носу катера в канале 8 смонтирован винт 6.
„„SU „„1695824 АЗ
Под днищем катера выполнены бортовые параллельные каналы, каждый из которых пневматически сообщен с каналом 8 посредством воздуховода и отверстия а в днище. В каждом из бортовых каналов смонтированы подвижные подъемно;опускные отражатели 12, которые в зависимости от своего расположения регулируют направление истечения воздуха повышенного давления из воздушной подушки в каждом из бортовых каналов и, таким образом, обеспечивают создание тяги для движения и управления положением катера, Между бортовыми каналами выполнен более широкий канал, в котором воздушная подушка создается при движении катера благодаря набегающему потоку, что снижает сопротивление движению. 4 з.п. ф-лы. 7 ил.
1695824
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования катеров на воздушной подушке.
Цель изобретения — повышение эксплуатационных качеств катера на воздушной подушке.
На фиг. 1 схематически изображен предлагаемый катер, вид снизу, изометрия; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг.3 — то же, с вырезом в верхней части корпуса; на фиг. 4 — катер с вырезом в борту с поднятым отражателем, вид сбоку; на фиг, 5 — то же, с, опущенным отражателем; на фиг. 6 — катер с вырезом в районе воздуховода над бортовым каналом, вид с кормы; на фиг. 7 — узел (на фиг. 2 (укрупненно).
Катер на воздушной подушке содержит корпус 1, под днищем 2 которого вдоль его верти кал ьных бортов 3 расположены одинаковые по ширине прямолинейные параллельные друг другу открытые снизу каналы с возможностью образования под ними воздушных подушек. При этом в кормовой части днища 2 над каждым из бортовых каналов 4 и 5 выполнены отверстия а, Внутри корпуса 1 смонтированы органы управления, нагнетательный винт 6 с приводом 7, расположенный во входном канале 8, и воздуховоды 9 и 10 для пневматического сообщения канала 8 с полостью А канала 4 и полостью В канала 5 через отверстия а. В кормовой части каждого из каналов 4, 5 за отверстием а на днище 2 с помощтю шарнира 11 установлен направляющий отражатель 12, Днище 2 выполнено с центральным продольным прямолинейным каналом 13, который размещен вдоль диаметральной плоскости между каналами 4 и 5, открыт снизу и выполнен с возможностью образования под ним воздушной подушки. Ширина канала 13 больше ширины каждого из каналов 4 и 5. Каждый воздуховод 9, 10 внутри выполнен с отсечным клапаном 14, размещенным перед отверстием а на днище 2. Каждый отражатель 12 выполнен с возможностью его выдвижения из корпуса
1 для перекрытия соответствующего канала
4 или 5.
Винт 6 и его канал 8 целесообразно размещать в носовой части корпуса 1. Канал
8 может быть снабжен решеткой 15, установленной перед винтом 6, а привод 7 винта
6 может быть выполнен в аиде двигателя внутреннего сгорания.
Каждый канал 4, 5 и 13 в поперечном сечении целесообразно спрофилировать по дуге окружности, причем каналы 4 и 5 в поперечном сечении могут иметь форму полукруга.
Борта 3 снаружи в нижней части могут быть выполнены со скуловыми булями 16, которые располагают выше нижних кромок открытых снизу каналов 4 и 5.
Клапаны 14 и отражатели 12 целесообразно выполнять с приспособлением для управления их положением в виде гидроцилиндров 17, связанных с гидроагрегатом 18, а органы управления целесообразно снабжать приборным щитком 19 и объединенными в пары рычагами 20-25, из которых два рычага 20 и 21 — "хода вперед", два рычага 22 и 23 — "левый вперед" и "правый вперед" соответственно и два рычага 24 и 25 — "малый влево" и "малый вправо" соответственно. Кроме того, на щитке 19 могут быть расположены рычаги 26 — 29, Канал 4 снаружи ограничен вертикальной стенкой 30, а канал 5 — вертикальной стенкой 31. В йосовой и кормовой частях каждой стенки 30 и 31 выполнены сопла 32 и 33 соответственно, причем сопла 32 пневматически сообщены с воздуховодом 9 через двухпозиционные клапаны 34, а сопла
33 — с воздуховодом 10 через двухпозиционные клапаны 35. Каждый рычаг 26 — 29 связан с одним иэ клапанов 34, 35 для обеспечения их срабатывания, Винт 6 целесообразно выполнять шестилопастным.
При работе привода 7 винт 6 приводится 8D вращение, что обеспечивает засасывание воздуха из окружающей среды в канал
8 через решетку 15, Затем из канал 8 воздух повышенного давления поступает в воздуховоды 9 и 10, а из них (при открытых клапанах 14) — через отверстия а в каналы 4 и 5, в полостях А и В которых образуются эоны повышенного давления — воздушная подушка, обеспечивающая вытеснение воды из полостей А и В и одновременный подъем катера над водой.
Для обеспечения движения катера вперед отражатели 12 со стороны каждого борта поднимают. При этом нагнетаемый в каналы 4 и 5 воздух повышенного давления истекает в корму катера.и создает тягу для его движения вперед, Благодаря наличию набегающего потока в канале 13 также образуется зона повышенного давления, обеспечивающая дополнительный подъем и поддержание катера на воздушной подуш-, ке, а значит и снижение сопротИвления его движению.
Для торможения или изменения движения на обратное отражатели 12 опускают настолько, чтобы изменилось направление истечения воздушных струй из воздушной подушки внутри каналов 4 и 5 на обратное, т.е. в сторону носовой части корпуса 1.
1695824
При опускании лишь одного из отражателей 12 в одном из каналов 4 или 5 осуществляют поворот катера вправо или влево.
Маневрирование катера в ограниченном пространстве может осуществляться путем перекрытия с помощью клапанов 14 5 подачи воздуха повышенного давления через отверстия а в каналы 4 и 5. При этом с помощью клапанов 34 и 35 обеспечивается подача воздуха повышенногодавления к соплам 32 и 33. За счет открытия сопл 32 и 33 10 в различных сочатаниях можно обеспечить поворот катера в любую сторону..
Скуловые були 16 помогают удерживать устойчивое положение катера при его передвижении смалой скоростью,,а также когда 15 он находится без движения в положении на плаву.
Перемещение рычагов 20 и 21 обеспечивает и регулирует движение катера строго по прямой линии, рычагов 22 и 23 — соответ- 20 ственно "влево вперед" и "вправо вперед". а рычагов 24 и 25 — соответственно "малый влево" и "малый вправо".
При одновременном перемещении рычагов 22 и.23 обеспечивается продвижение 25 катера вперед, замедления или прекращение его движения, При одновременном перемещении рычагов 24 и 25 обеспечивается замедление движения катера, прекращение его движе- 30 ния и изменение направления движения катера на обратное.
Рычаги 26 — 29 обеспечивают нужное срабатывание клапанов 34 и 35 для подачи воздуха повышенного давления к соплам 32 35 и 33, расположенным в носовой и кормовой частях корпуса 1, Снижение сопротивления движению и улучшение управляемости у данного катера обеспечивает повышение его эксплуатаци- 40 онных качеств.
Формула изобретения
1. Катер на воздушной подушке, содержащий корпус, под плоским днищем кото- рого вдоль его вертикальных бортов 45 расположены одинаковые по ширине прямолинейные параллельные друг другу от крытые снизу каналы с возможностью образования под ними воздушных подушек, при этом в кормовой части днища над каж- 50 дым из бортовых каналов выполнены отверстия, а внутри корпуса смонтированы органы управления, нагнетательный винт с приводом расположенный во входном канале, и воздуховоды для пневматического сообщения этого входного канала винта с полостью каждого из бортовых каналов через указанные отверстия, причем в кормовой части каждого из бортовых каналов за указанным отверстием на днище с помощью шарнира установлен направляющий отражатель, о т л,и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств, днище выполнено с центральным продольным прямолинейным каналом, который размещен вдоль диаметральной плоскости между бортовыми каналами, открыт снизу и выполнен с возможностью образования под ним воздушной подушки, а его ширина больше ширины каждого из упомянутых бортовых каналов, при этом каждый воздуховод внутри выполнен с отсечным клапаном, размещенным перед отверстием в днище, а каждый направляющий отражатель выполнен с возможностью его выдвижения из корпуса для перекрытия соответствующего бортового канала.
2. Катер по и. 1, о т л и «ю шийся тем, что нагнетательный винт и его входной канал размещены в носовой части корпуса, при этом входной канал снабжен решеткой, установленной перед указанным винтом, а привод этого винта выполнен в виде двигателя внутреннего сгорания.
3. Катер по и. 1, отличающийся тем, что каждый из указанных каналов в поперечном сечении спрофилирован по дуге окружности, причем бортовые каналы в поперечном сечении имеют форму полукруга.
4. Катер по и, 1, отличающийся тем, что вертикальные борта корпуса снаружи в нижней части выполнены со скуловыми булями, которые расположены выше нижних кромок открытых снизу бортовых каналов.
5. Катер по пп. 1, 2 и 4, о т л и ч а юшийся тем, что отсечные клапаны и направляющие отражатели выполнены с приспособлением для управления их положением в виде гидроцилиндров, связанных с гидроагрегатом, а органы управления снабжены приборным щитком и обьединенными в пары рычагами, из которых два рычага — "хода вперед", два рычага — "левый вперед и "правый вперед" соответственно и два рычага — "малый влево" и "малый вправо" соответственно.
1695В24
1695824
1695824
Составитель B.Àôîíèè
Редактор М.Петрова Текред М,Моргентал Корректор 3.Лончакова
Заказ 4174 Тираж Подписное
ВНИИПИ Го
И Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101





