Зубчатая передача
Изобретение относится к машиностроению , точнее к зубчатым передачам с пониженной виброактивностью. Цель - повышение надежности зубчатой передачи, Это достигается за счет снижения ее виброактивности . Зацепление колес 3, 5 и 4, 6 образуют две ветки кинематической цепи для передачи вращения с вала 2 на вал 1. Колеса 3, 4 взаимно ориентированы в окружном направлении в пределах углового шага зубьев. Длина I участка вала 1 постоянного сечения между колесами 3, 4 выбрана из соотношения I 30/л: П V Q/p к т- -(0,8...1,2)г /2 +гс, где п -заданная скорость вращения вала 1; G и/5- соответственно модуль сдвига и плотность материала вала 1;гг 3,14...; К 0,1, 2, 3,...; тугловой шаг зубьев; т с - часть углового шага зубьев, на которую взаимно смещены колеса 2, 3 при ориентации. При работе передачи взаимная ориентация колес 3, 4 позволяет исключить резонансные явления между соответствующими зацеплениями. Выбор величины I обеспечивает учет упругой деформации скручивания вала 1 при назначении смещения колес 3, 4 при ориентации. 2 ил. сл с
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (ss)s F 16 Н 1/20, 55/14
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4736131/28 (22) 07.09.89 (46) 23.09.91.Бюл. М 35 (71) Научно-исследовательский институт механики и прикладной математики Ростовского. государственного университета (72) Г,А.Журавлев и П.С.Прокопьев (53) 621.833(088.8) (56) Кожевников С.H. Теория механизмов и машин. — M: Машиностроение, 1973, с. 262, (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению, точнее к зубчатым передачам с пониженной виброактивностью, Цель повышение надежности зубчатой передачи, Это достигается за счет снижения ее виброактивности. Зацепление колес 3, 5 и 4, 6 образуют две ветки кинематической цепи для передачи вращения с вала 2 íà вал 1.
Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам с пониженной виброактивностью.
Целью изобретения является повышение надежности зубчатой передачи, Положительный эффект достигается за счет. снижения ее виброактивности.
На фиг.1 изображена зубчатая передача; на фиг. 2 — дан вид по стрелке А на фиг.1.
Зубчатая передача содержит валы 1, 2 и закрепленные на них образующие разветвленную кинематическую цепь зубчатые колеса 3, 4, 5, 6, 7. Колеса 3, 4 выполнены одинаковыми, закреплены на валу 1 и ориентированы относительно друг друга в окружном направлении в пределах углового
„„ „„1679087 А1
Колеса 3, 4 взаимно ориентированы в окружном направлении в пределах углового шага зубьев. Длина участка вала 1 постоянного сечения между колесами 3 4 выбрана иа соотношения 1= 30/тт о G/ð (К т— — (0,8...1,2) т /2 + т,), где и — заданная скорость вращения вала 1; G ир — соответственно модуль сдвига и плотность материала вала
1; к= 3,14,.„К = 0,1, 2, 3,...; г — угловой шаг зубьев; Гс — часть углового шага зубьев, на которую. взаимно смещены колеса 2, 3 при ориентации. При работе передачи взаимная ориентация колес 3, 4 позволяет исключить резонансные явления между соответствующими зацеплениями. Выбор величины обеспечивает учет упругой деформации скручивания вала 1 при назначении смещения колес 3, 4 при ориентации. 2 ил. шага зубьев для разделения передаваемого валом 1 потока мощности между двумя соответствующими ветвями кинематической цепи. Указанные ветви образованы зацеплениями колес 3, 4 с соответствующими колесами 5, 6 другого вала 2. Вал 1 на участке между колесами 3, 4 выполнен с постоянным сечением, а длина указанного участка выбрана из соотношения! = — = (КT — (08 — 1,2) — +Гс), 30 ./ г Х к и р 2 где!- длина участка вала 1 между колесами
2, 3 (м) л = 3,14...;
n — заданная скорость вращения вала 1 (мин );
1679087 — модуль сдвига материала вала (н/м ); р — плотность материала вала 1 (кг/мэ);
К вЂ” 0,1,2,3.„ г — угловой шаг зубьев (рад);
z — часть углового шага зубьев, на которую взаимно смещены колеса 2, 3 в окружном направлении при ориентации друг относительно друга, рад.
При работе передачи крутящий момент с вала 1 на вал 2 (или наоборот) передается зацеплениями колес 3, 5 и 4,6. Взаимная ориентация колес 3, 4 в окружном направлении смещением в пределах углового шага зубьев позволяет исключить резонансные явления между двумя зацеплениями, снизить шум, повысить плавность передачи.
Выбор величины обеспечивает учет упругой деформации скручивания вала 1 на соответствующем участке между колесами 3, 4 при назначении конструктивного смещения rc колес 3, 4, 8 частности, соответствующим подбором величины можно обеспечить требуемую ориентацию колес
3,4 при работе передачи, даже если г = О.
Соответствующая зависимость в этом случае принимает вид ! — / (К т — (0,8 — 1,2 ) — ) . к и р 2
Формула изобретения
Зубчатая передача, содержащая валы и закрепленные на них образующие разветвленную кинематическую цепь зубчатые
5 колеса, два из которых выполнены одинаковыми, закреплены на одном из валов и ориентированы друг относительно друга в окружном направлении в пределах углового шага зубьев для разделения передаваемого
10 валом потока мощности между двумя соответствующими ветвями кинематической цепи, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, вал на участке Ю между колесами выполнен с постоянным се15 чением, а длина L указанного упомянутого участка выбрана из соотношения!, " (Кт — (08 — 1,2) — +тс), 30 /т r ж и р 2
20 где — длина участка вала между колесами; и=. 3,14...;
n — заданная скорость вращения вала;
6 — модуль сдвига материала вала;
25 р- плотность материала вала;
К вЂ” 0,1,2,3..„ т — угловой шаг зубьев; т — часть углового шага зубьев, на которую взаимно смещены колеса в окружном
30 направлении при ориентации относительно друг друга.
1679087 юг 2
Составитель В.Сергеев
Техред М. Моргентал Корректор Т.Малец
Редактор Л.Лаыкова
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 3195 Тираж 373 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5


