Преобразуемый для движения по различным поверхностям опорный элемент
Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для создания снегоходов, приспособленных для движения с наименьшим коэффициентом сопротивления со стороны опорной поверхности , и обеспечивает повышение надежности . Преобразуемый опорный элемент содержит упругий обод, выполненный из секций 1, 2, соединенных шарнирами 3, 4 между собой, а шарнирами 5, 6 - со спицами 7, закрепленными диаметрально на одной из частей ступицы. Часть 9 ступицы содержит диаметрально закрепленные звенья 12, 13, концы которых закреплены на секциях 1, 2 обода. При этом части ступицы установлены соосно, поворотно на оси, закрепленной на вилке 21 транспортного средства, и связаны с ней съемной упругой растяжкой 22. Преобразуемый опорный элемент может работать как в режиме качения, когда звенья 10 и 11 расположены перпендикулярно спицам 7, так и в режиме скольжения, когда звенья 10 и 11 расположены перпендикулярно звеньям 12 и 13. Заданная форма преобразуемого опорного элемента обеспечивается фиксатором 16, причем ее изменение осуществляют поворотом приводного рычага 15 по часовой стрелке, при этом шестерня, связанная с ним, обкатывается по шестерне, закрепленной на одной части ступицы, разворачивая другую часть ступицы в гюложе1- ние, при котором звенья 10, 11 устанавливаются перпендикулярно спицам 7. 1 з.п. ф-лы, 7 ил. сл с
союз советских социАлистических
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4623024/11 (2.2) 22,12.88 (46) 07.05.91, Бюл. М 17 (71) Красноярский политехнический институт (72) В.Г.Анопченко и С.А.Воякин (53) 629.11.012 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1.079526, кл. В 62 D 55/04, 1982. (54) ПРЕОБРАЗУЕМЫЙ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ .ПО РАЗЛИЧНЫМ ПОВЕРХНОСТЯМ ОПОРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ (57) Изобретение относится к транспортно. му машиностроению и предназначено для создания снегоходов, приспособленных для движения с наименьшим коэффициентом сопротивления со стороны опорной поверхности, и обеспечивает повышение надежности, Преобразуемый опорный элемент содержит упругий обод, выполненный из секций 1, 2, соединенных .шарнирами 3, 4 между собой, а шарнирами 5, 6 — со спицами
7, закрепленными диаметрально на одной
„„5U„„1646939 А1 (sl)s В 62 В 13/18, В 60 В 19/00 из частей ступицы. Часть 9 ступицы содержит диаметрально закрепленные звенья
12, 13, концы которых закреплены на секциях 1, 2 обода, При этом части ступицы установлены соосно, поворотно на оси, закрепленной на вилке 21 транспортного средства, и связаны с ней съемной упругой растяжкой 22. Преобразуемый опорный элемент может работать как в режиме качения, когда звенья 10 и .11 расположены перпендикулярно спицам 7, так и в режи-ме скольжения, когда звенья 10 и 11 расположены перпендикулярно звеньям
12 и 13. Заданная форма преобразуемого опорного элемента обеспечивается фиксатором 16, причем ее изменение осуществляют поворотом приводного рычага 15 по часовой стрелке, при этом шестерня, связанная с ним, обкатывается по шестерне, закрепленной на одной части ступицы, разворачивая другую часть ступицы в положе. ние, при котором звенья 10, 11 устанавливаются перпендикулярно спицам 7. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.
1646939
Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для создания снегоходов с лыжевидными опорными элементами, способными уменьшить силу сопротивления движению по участкам опорной поверхности с большим коэффициентом трения.
Целью изобретения является повышение надежности.
На фиг, 1 изображен преобразуемый опорный элемент, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид спереди; на фиг, 3 — опорный элемент, преобразованный в колесо, общий вид, на фиг. 4 — разрез А-А на фиг. 3; на фиг. 5— вид Б на фиг, 4; на фиг..6 — пример выполнения концов спиц, примыкающих к ободу; на фиг. 7 — схема преобразуемого опорного элемента.
Преобразуемый опорный элемент содержит упругий обод, выполненный из секции 1 и 2, соединенных шарнирами 3 и 4 между собой, а шарнирами 5 и 6 — со спицами 7, закрепленными диаметрально на части 8 ступицы. Часть 9 ступицы содержит диаметрал.ьно закрепленные звенья 10 и 11, связанные шарнирно со звеньями 12 и 13, концы которых закреплены на секциях 1 и 2 обода, а также поворотную шестерню 14 с приводным рычагом 15 и подпружиненный фиксатор 16. На части 8 ступицы соосно закреплена шестерня 17, постоянно зацепленная с шестерней 14, и выполнены отверстия 18 и 19 для фиксатора 16 (фиг. 4 и 5), при этом части 8 и 9 ступицы установлены соосно и поворотно на оси 20, закрепленной на вилке 21 транспортного средства, и связаны с ней съемной упругой рукояткой (растяжкой) 22. Длина звеньев 12 и 13 равна половине радиуса R окружности; образованной секциями 1 и 2 обода при установке этих звеньев перпендикулярно спицам 7 (фиг. 3 и 7), причем они закреплены на ободе на расстоянии !, равном 1/8 длины окружности R, от шарниров 3 и 4. Равномерно, т.е. на расстоянии установлены на ободе и шарниры 5 и 6. Рекомендуемое равенство
I = 1/8 длины окружности объясняется тем, что в данном случае изогнутые части секции 1 и 2 обода, примыкающие к шарнирам 5 и 6, сохраняют прежнюю (относительно фиг, 3) кривизну R, что следует из геометрических построений на фиг. 7, а остальные участки обода строго прямолинейны, что обеспечивает скольжение с минимальными сопротивлениями, Изменение длины относительно рекомендуемого значения приведет к увеличению габаритной высоты лыжи или появлению вогнутости
55 на участках, параллельных опорной поверхности. Согласно фиг. 6 звенья 12 и 13 и .спицы 7 выполнены упругими в радиальном направлении путем установки в них штоков 23 и упругого элемента 24. Секции 1 и 2 обода выполнены на расстояниях I в обе стороны от точек крепления звеньев 12 и 13 и шарниров 5 и 6 в виде балок равного сопротивления изгибу путем установки дополнительных упругих листов (фиг, 1) или изготовления их с переменной толщиной, что обеспечивает их прогиб по дуге круга при преобразовании устройства по фиг, 3.
Сопротивление боковому скольжению (заносу) обода обеспечивается известными способами: продольными выступами или канавками, Опорный элемент работает следующим образом.
На стоянке (для снижения вероятности примерзания) и при движении по участкам поверхности. свободным от снега, преобразуемый опорный элемент установлен в соответствии с фиг. 3, т,е, рычаг 15 развернут в крайнее правое положение, фиксатор 16 совмещен с отверстием 18 в части 8 ступицы, при этом звенья 10 и 11 и спицы 7 взаимно перпендикулярны, секции 1 и 2 обода находятся в напряженном состоянии и принимают форму круга, а части 8 и 9 ступицы могут вращаться на оси 20, закрепленной на управляемой вилке 21 снегохода. Следовательно, опорный элемент может выполнять функции ведомого управляемого колеса, обеспечивая движение с малым сопротивлением по участкам с большим коэффициентом сцепления (трения): асфальт, грунт и т.п, Для движения по рыхлому снегу фиксатор
16 (фиг. 4) вытягивают влево, а рычагом
15 вращают шестерню 14 против часовой стрелки, обеспечивая вращение в этом же направлении части 9 ступицы (фиг, 5). При достижении устройством формы по фиг. 1, т,е. когда звенья 12 и 13 устанавливаются перпендикулярно звеньям 10 и 11, а габаритная высота опорного элемента уменьшается вдвое относительно начальной окружности, фиксатор 16 входит в отверстие
19 части 8 ступицы (фиг. 5), блокируя относительное положение частей 8 и 9. Задав упругой растяжкой 22 положение опорного элемента относительно вилки 21, начинают движение на скользящем, как лыжа, устройстве. В этом случае (фиг. 7) носовая часть опорного элемента сохраняет дугообразность радиусом R, а задняя часть секции 1 обода оттягивается назад силой, приложенной к шарниру 4 со стороны упругодеформированного.конца секции 2 обода.
1646939
Таким образом, преобразуемый опорный элемент реализует возможность эксплуатации в лыжном режиме, снижает вероятность примерзания при длительной стоянке, допускает оперативную замену поверхности скольжения путем поворота устройства на 180 относительно, например, фиг, 1, что необходимо при значительном абразивном износе, обледенении и подобных случаях. Применяя армированные пластмассы, можно формовать легкий износостойкий обод, а заменив растяжку 22 фрикционным тормозом ступиц на колесе, можно изготовить опорный элемент с малой массой и задавать ему не только форму по фиг. 1 или 3, но и любую промежуточную, регулируя не только площадь пятна контакта, но и дорожный просвет снегохода, Конструктивное разнообразие предложенного решения позволяет проектировать трансформируемые опорные элементы для снегоходов различной грузоподьемности и прицепных транспортных средств.
Формула изобретения
1, Преобразуемый для движения по различным поверхностям опорный элемент, содержащий смонтированную на оси ступицу, 5 обод из шарнирно связанных концами секций, соединенных спицами со ступицей, о тличающийся тем,что,сцельюповышения надежности, ступица выполнена иэ двух свободно установленных на оси соосных ча10 стей, жестко связанных с одними концами соответствующих двух пар диаметрально расположенных спиц, npvi этом свободные концы одной пары шарнирно связаны с секциями обода, а спицы другой пары образо15 ваны шарнирно связанными звеньями и их свободные концы жестко соединены с секциями обода, которые выполнены упругими.
2. Элемент по и. 1, отл и ч а ю шийся
20 тем, что концы смежных спиц закреплены на ободе на расстоянии одной восьмой длины его окружности от оси шарнира, соединяющего указанные секции.
1646939
1646939
Составитель Т,Попова
Редактор О.Юрковецкая Техред M,Mopãeíòàë Корректор М, Шароши
Заказ 1375 Тираж 340 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101




