Патент ссср 167334
I67334
ОПИСАНИЕ
И ЗО БРЕТ ЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Кл 42k 21 о
Заявлено 11.1 1964 (№ 882829/25-8) с присоединением заявки №
Приоритет—
Опубликовано 04.1,1965. Бюллетень № 1
Дата опубликования описания 27.II.1965
Государственный комитет по делам изобретений и открытий СССР
МПК G Olm
УДК 620.178(088.8) Автор изобретения
3. П. Павлов
Заявигель
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЕ ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ
НА КОНТАКТНУЮ УСТАЛОСТЬ
Иодписная группа № 172
При испытании на контактную усталость зубчатых колес обычной конструкции для определения предела выносливости или для построения кривой усталости необходимо провести испытание нескольких пар зубчатых колес (практически б — 8 пар). Это связано с большой затратой времени и с изготовлением большого числа экспериментальных зубчатых колесс.
Использование при испытаниях зубчатого колеса предлагаемой конструкции позволяег определить предел выносливости и построить кривую усталости в результате испытания только одной пары зубчатых колес. Для этого зубчатый венец колеса выполнен с переменной шириной, которая изменяется по окружности колеса непрерывно иди ступенчато.
На чертеже схематически изображена развертка начального цилиндра колеса предлагаемой конструкции (сплошной линией при непрерывном изменении ширины венца и пунктирной — при ступенчатом изменении ширины).
Если такое колесо подвергнуть .испытаншо в течение базового числа циклов нагружения при некоторой нагрузке М„то часть его зубьев, расположенных на участках обода относительно малой ширины, подвергнется усталостному повреждению, а остальные зубья, расположенные на более широких участках обода, останутся неповрежденными. Ширина обода В0 на границе между поврежденными и
veï0âðå>êäåíHûìè поверхностями зубьев onpeAf„. делит удельную нагрузку Р0 = —, соответв, с1вующую пределу выносливости.
Для построения кривой усталости необходимо путем осмотра фиксировать границу между поврежденными и неповрежденными поверхностями зубьев через определенные промежутки времени. По мере продолжения испытания эта граница будет перемещаться от узкого к более широкому участку обода. В результате систем атических наблюдений будет получен ряд значений В,; В>, В,... ширины обода, соответствующих границе повреждения.
1 ° 4 . Ик . Мс дельные нагрузками —, —, — ... опреВ, В. В, делят точки на кривой усталости.
Предмет изобретения
Зубчатое колесо, предназначенное для испыгания на контактную усталость, отличаюи ееся тем, что, с целью сокращения времени и числа испытуемых зубчатых колес, необходимых для определения предела контактной выносливости или для построения кривой усталости, зубчатый венец колеса выполнен с переменной шириной, которая изменяется по
30 окружности колеса непрерывно или ступенчатоо.
167334
Составитель П, Мухина
Редактор Т. В. Данилова Техред Л. К. Ткаченко Корректор Т. С. Дрожжина
Заказ 86/18 Тираж 675 Формат бум. 60X90з Объем 0,13 изд. л. Цена 5 коп.
ЦНИИПИ Государственного комитета по делам изобретений и открытий СССР
Москва, Центр. пр. Серова, д, 4
Типография, пр. Сапунова, 2

