Способ контроля режима трения металлических поверхностей узла трения

 

Изобретение относится к способам контроля режима трения металлических поверхностей узла трения при смазке маслом с электропроводящими частицами. Целью изобретения является повышение достоверности результатов при смазке маслом с частицами. Смазанные и нагруженные поверхности узла 1 трения перемещают относительно друг друга, пропускают через узел асимметричный переменный ток и регистрируют постоянную составляющую тока. В момент равенства последней эталонному значению регистрируют амплитуды сигналов акустической эмиссии (АЭ) с помощью пьезодатчика 6, усилителя7, акустоэмиссионного прибора 8, амплитудного анализатора 9 импульсов АЭ. Затем определяют информационную энтропию H распределения плотности вероятности амплитуд сигналов АЭ с помощью ЭВМ 11, а по величине H судят о характере разрушения вторичных структур и степени насыщения кислородом поверхностей узла 1 трения. 1 табл., 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 6 01 и 3/56

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4609000/25-28 (22) 25.11.88 (46) 07.10.90. Бюл. Иг 37 (72) И.Г,Носовский, В,Ф.Тесля, В,А.Войтов, О.И.Носовский и О.Н.Белас (53) 620.178,162 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 462109, кл. G 01 N 3/56, 1975. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ РЕЖИМА ТРЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ

УЗЛА ТРЕНИЯ (57) Изобретение относится к способам.контроля режима трения металлических поверхностей узла трения при смазке маслом с электропроводящими частицами. Целью изобретения является повышение достоверности результатов при смазке маслом с

„„ Ц „„1597694 А1 частицами. Смазанные и нагруженные поверхности узла 1 трения перемещают относительно друг друга, пропускают через узел асимметричный переменный ток и регист- рируют постоянную составляющую тока. В момент равенства последней эталонному значению регистрируют амплитуды сигналов акустической эмиссии (АЭ) с помощью пьезодатчика 6, усилителя 7, акустоэмиссионного прибора 8, амплитудного анализатора 9 импульсов АЭ. Затем определяют информационную энтропию Н распределения плотности вероятности амплитуд сигналов АЭ с помощью ЭВМ 11, а по величине Н судят о характере разрушения вторичных структур и степени насыщения кислородом ,поверхностей узла 1 трения. 1 табл., 2 ил.

1597694

Изобретение относится к области испытания материалов на трение и износ и, в частности, для контроля режимов трения узла трения при смазке маслами с электропроводящими частицами, Целью изобретения является повышение достоверности результатов при наличии в смазке электропроводящих частиц.

На фиг.1 представлено устройство для реализации способа контроля режима трения; на фиг.2 — результаты контроля различных режимов трения узла трения.

Устройство содержит узел 1 трения, который с помощью токосъемников 2 подсоединен к источнику 3 переменного тока и к источнику 4 постоянного тока, блок 5 регистрации постоянной составляющей тока, сравнения его значения с эталонным и выработки управляющего сигнала начала регистрации амплитуд сигналов акустической эмиссии (АЭ) с помощью подсоединенного к узлу 1 трения пьезодатчика 6, предварительного усилителя 7, акусто-эмиссионного прибора 8, амплитудного анализатора 9 импульсов АЭ, блока 10 связи и ЭВМ 11.

Способ контроля режима трения металлических поверхностей узла трения осуществляют следующим образом.

Металлические поверхности узла 1 трения смазывают маслом, содержащим электропроводящие частицы, нагружают поверхности и перемещают друг относительно друга. Пропускают через узел 1 трения асимметричный переменный ток и измеряют постоянную составляющую тока с помощью блока 5. В последний вводят эталонное значение, с которым сравнивают текущее значение постоянной составляющей тока. В качестве эталонного значения выбирают постоянный ток асимметрии в режиме износа при граничном трении. В момент равенства текущего значения постоянной составляющей тока эталонному блок 5 вырабатывает управляющий сигнал начала регистрации амплитуд АЭ, Послед ние от пьезодатчика 6 поступают в усилитель.7, акусто-эмиссионный прибор 8, амплитудный анализатор 9 импульсов и через блок 10 связи — в ЭВМ 11. С помощью последней определяют информационную энтропию распределения плотности вероятности амплитуд сигналов АЗ по формуле и д ц

Н = — !092 —, 1=1 Е где Nt — количество импульсов в I-м канале;

N суммарное количество импульсов по и каналов, По величине Н судят о характере разрушения (вязкое или хрупкое) поверхностных пленок вторичных структур и степени насыщения кислородом поверхностей трения.

При режиме граничного трения постоянная составляющая тока складывается из

5 постоянного тока асимметрии и выпрямленной граничными слоями смазки и пленками вторичных структур части переменного тока (фиг.2, участок А), Режиму трения, характеризуемому ме10 таллическим контактом поверхностей, схватыванием и износом, соответствует постоянная составляющая тока, равная постоянному току асимметрии (фиг.2, участок

Б). В гидродинамическом режиме трения

15 постоянная составляющая тока в цепи отсутствует(фиг.2, участок В), Однако, при наличии электропроводящих частиц в смазке эта составляющая не меньше постоянного тока асимметрии (фиг.2, участки В, В ) и

20 зависит от количества частиц.

Пример. Испытания проводят на машине трения 2070 СМТ вЂ” 1 на узле трения ролик-колодка. Ролик изготовлен из стали

ШХ вЂ” 15 (HRC 60 „, 62) диаметром 40 мм и

25 шириной 10 мм, колодка — из той же стали.

Скорость скольжения 0,7 — 1;5 м/с, нагрузка

100 — 2000 Н. Смазывание осуществляют вазелиновым маслом с 3";ь (по массе) графита. Используют источник 3 переменного то30 ка Тр.ЦФ 4,700,027, источник 4 постоянного тока ИПС 4 — 0,1, пьезодатчик 6 ЦТС вЂ” 19, предварительный усилитель 7 из комплекта

АФ вЂ” 15, акусто-эмиссионный прибор АФ—

15, амплитудный анализатор AN-4096-90, 35 блок 10 связи БПА 2 — 97, ЭВМ 11 — "Искра — 1256". Количество каналов n — 4096, диапазон одного канала 2,5 мВ, коэффициент усиления К= 64 дБ. Эталонное значение постоянной составляющей тока 0,15 мА.

40 Результаты контроля режимов трения сведены в таблицу, При Н 2,7 разрушение вторичных структур носит вязкий характер, при Нм,9— хрупкий характер, Соответственно по коли45 чественному химическому анализу кислорода в поверхностных слоях, выполненному сканирующим микроскопом "КЭМСКАН—

4 ДВ", насыщение составляет до 10 и 20;4, Формула изобретения

50 Способ контроля режима трения металлических поверхностей узла трения, заключающийся в том, что смазанные и нагруженные поверхности перемещают одну относительно другой, пропускают через

55 узел трения асимметричный переменный ток и измеряют постоянную составляющую, по которой определяют режим трения, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения достоверности. результатов при наличии

1597694

Составитель В, Данилов

Техред М,Моргентал Корректор С, Шекмар

Редактор А. Шандор

Заказ 3047 Тираж 502 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035,Москва,Ж-35, Раушская наб„ 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 в смазке электропроводящих частиц, определяютт постоянную составляющую тока при износе в режиме граничного трения, которую принимают в качестве эталонного значения, в ходе перемещения поверхностей узла трения регистрируют момент равенства текущего значения постоянной составляющей тока эталонному, при котором измеряют амплитуды сигналов акустической эмиссии и определяют информационную энтропию Н распределения плотности вероятности амплитуд сигналов акустической эмиссии из соотношения

Ь Ni Nt

Н = — — !оц2—, „Ng Ng где Ni u Ng — соответственно количество

5 импульсов в i-м канале и суммарное количество импульсов акустической эмиссии, а по величине энтропии судят о характере разрушения поверхностных пленок вторичных структур и степени насыщения кислородом поверхностей трения, которые дополнительно учитывают при определении режима трения.

Способ контроля режима трения металлических поверхностей узла трения Способ контроля режима трения металлических поверхностей узла трения Способ контроля режима трения металлических поверхностей узла трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для испытания материалов в условиях взаимодействия колеса и рельса

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к триботехническим испытаниям материалов на задиростойкость

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при испытаниях конвейерных лент

Изобретение относится к исследованию триботехнических процессов, происходящих в шариковых приводах исполнительных органов роботов манипуляторов

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано для оценки износа лопаток паровых турбин

Изобретение относится к трибологии

Изобретение относится к исследованию сопротивления изнашиванию материалов и конструкций и может быть использовано для оценки износостойкости почворежущих рабочих органов сельскохозяйственной техники

Изобретение относится к испытаниям материалов на износ и, в частности, к определению остаточного ресурса пары трения

Изобретение относится к испытаниям материалов

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх