Способ определения задиростойкости материалов пары трения при смазывании
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к триботехническим испытаниям материалов на задиростойкость. Целью изобретения является повышение производительности и точности оценки задиростойкости материалов путем имитации экстремальных условий эксплуатации. В испытательной камере 1, содержащей нагревательный элемент 2, испытываемый смазочный материал 3, асбестовое покрытие 4 и термопару 5, устанавливают образец-ролик 6 и образец-колодку 7, изготовленные из испытываемых материалов. Образцы 6 и 7 приводят во взаимодействие, нагружают, задают относительное перемещение. При трении образцов 6 и 7 в присутствии смазочного материала 3 с определенной скоростью повышают температуру смазочного материала 3, скорость относительного перемещения образцов 6 и 7, а также нагрузку. Задиростойкость исследуемых материалов определяют по критерию K=P<SP POS="POST">.</SP>V<SP POS="POST">.</SP>T, где P - удельная нагрузка, V - скорость скольжения, T - температура смазочного материала. 4 табл., 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)ю G 01 N 3/56
ГОСУДАР СТВЕ ННЫ И КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4439416/25-28 (22) 26.04.88 (46) 07.10.90. Бюл. N. 37 (71) Институт прикладной физики АН МССР (72) Н.Н.Натаров (53) 620.178.16 (088,8) (56) Дроздов Ю.Н„Арчегов В.Г„Смирнов
В.И. Противоэадирная стойкость трущихся тел. — М.: Наука. 1981, с. 140.
Матвеевский Р,M., Буяновский И.А., Лазовская О.В. Противоэадирная стойкость смазочных сред при трении в режиме граничной смазки, — M.: Наука, 1978, с. 200. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАДИРОСТОЙКОСТИ МАТЕРИАЛОВ ПАРЫ ТРЕНИЯ ПРИ СМАЗЫВАНИИ (57) Изобретение относится к области машиностроения, а именно к триботехническим испытаниям материалов на задиростойкость. Целью изобретения является повы- ение производительности иточностиоцен„„Я2„„1597691 А1 ки задиростойкости материалов путем имитации экстремальных условий эксплуатации. В испытательной камере 1, содержащей нагревательный элемент 2, ис- пытываемый смазочный материал 3, асбестовое покрытие 4 и термопару 5, устанавливают образец-ролик 6 и образецколодку 7, изготовленные из испытываемых материалов, Образцы 6 и 7 приводят во взаимодействие, нагружают, задают относительное перемещение. При трении образцов 6 и 7 в присутствии смазочного материала 3 с определенной скоростью повышают температуру смазочного материала
3, скорость относительного перемещения образцов 6 и 7, а также нагрузку. Задиростойкость исследуемых материалов определяют по критерию К - P Ч Т, где P— удельная нагрузка, Ч вЂ” скорость. скольжения, Т- температура смазочного материала.
4 б 1
1597691
20
30
Изобретение относится к машиностроению, а именно к триботехническим испытаниям материалов на задиростойкость.
Целью изобретения является повышение производительности и точности оценки задиростойкости материалов путем имитации экстремальных условий эксплуатации.
На чертеже изображено устройство для осуществления способа, Устройство состоит из испытательной камеры 1, нагревательного элемента 2, испытуемого смазочного материала 3, асбе, стового покрытия 4, термопары 5, ;.испытуемых образца-ролика 6 и образца-кол.одки 7, вытяжки 8.
Способ осуществляют следующим образом.
В испытательную камеру 1 машины тре.ния, предварительно термоизолированную, устанавливают термоэлектрический нагреватель — нагревательный элемент 2, Устанавливают испытуемые образец-ролик 6 и образец-колодку 7, заправляют камеру 1 испытуемым смазочным материалом 3. Осуществляют трение образцов 6 и 7 в присутствии смазочного материала 3, при этом с определенной скоростью повышают .температуру смазочного материала 3, скорость относительного перемещения образцов 6 и 7, а также нагрузку, Данные условия испытания ведут к росту доли металлического контакта трущихся образцов 6 и 7, что имитирует экстремальное состояние эксплуатации, приводящее к задиру. При одинаковых скоростях нагружения, повышения температуры и скорости перемещения наиболее высокая задиростойкость испытуемых материалов определяется по критерию
К - P .Ч Т, где P — удельная нагрузка кгс/см; V — скорость скольжения об./мин;
2.
Т вЂ” температура смазочного материала, С.
Пример 1. Способ определения задиростойкости реализуют на машине трения
СМТ вЂ” 1 в модифицированной испытательной камере. Испытания проводятся при повышении температуры, а также в случае непоявления задира в интервале температур
20-250 С повышением параметров нагружения. Так, при трении колодки из стали 40Х, HRC 20 и ролика из стали 45, HRC 25 задир происходит при 180 С, PVT = 6,12 10 кгс х х град/см мин, При этом повышают только температуру (табл.1).
При трении колодки из стали 45 по ролику из стали У10 (HRC 40; HRC 20 соответственно) вначале повышают только температуру (до 175 С), далее повышают два параметра (PVT). В этом случае РНТ =
-5,26 10 кгс град/см мин (табл.2).
Пример 2. Испытания материалов проводятся по схеме ролик — ролик, осуществляются при одновременном повышении всех трех параметров Т, V, P на двух различных материалах с целью сравнения их задиростойкости при сопоставимых условиях.
Проведенные эксперименты на роликах из ст,3 (HB 85 ... 90), стали 45 (HRC 40 ... 42) (контртелом для обоих роликов служил ролик из стали 40Х, HRC 42 ... 45) показывают, что у ролика из ст.3 критерии К1 = Р1Ч1Т15
=3,6 10, а у ролика иэ стали 45 — Кз2=РгЧгТ = 32,8 10, где Р . Ч, Т . Рг, Чг, Тг— внешние параметры нагружения и температуры в момент начала задира для испытуемых материалов. Таким образом, большим
К, т.е, большей задиростойкостью, обладает ролик из стали 45.
Результаты экспериментов приведены в табл.3 и 4.
Формула изобретения
Способ определения задиростойкости материалов пары трения при смазывании, заключающийся в том, что осуществляют трение элементов пары под нагрузкой в присутствии смазочного материала, повышают его температуру до значений, при которых происходит задир элементов пары, и при этом регистрируют параметр, по которому судят о задиростойкости материалов, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности и точности, повышение температуры Т смазочного материала осуществляют с постоянной скоростью, одновременно с этим с постоянной скоростью повышают скорость V скольжения элементов и нагрузку Р до наступления задира, а в качестве параметра определяют критерий К= P Н Т.
1597691
Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
1597691
Таблица 4
Составитель Д, Пичугин
Техред M.Mîðãåíòàë Корректор С.Шекмар
Редактор А. Шандор
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 3047 Тираж 498 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5



