Способ определения ресурса подшипников скольжения
Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для определения ресурса подшипников скольжения. Цель изобретения - повышение достоверности определения ресурса подшипников скольжения. Подшипник скольжения выполняют в виде модельного образца из модельного материала, у которого зависимость интенсивности износа от давления вычисляют по определенному соотношению. Испытание на долговечность проводят в модельном режиме и определяют долговечность модельного подшипника. Долговечность исследуемого подшипника определяют по соответствующей зависимости. В результате этого длительность испытаний сокращается, а достоверность результатов повышается. 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„ЫЗОО
151) 4 С 01 М 13/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
I f, (Р) Xf (Р);
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPbtTHRM
ПРИ CHHT СССР
1 (21) 4249995/31-27 (22) 23.03.87 (46) 23.12.89. Бюл.М 47 (71) Институт физико-технических проблем Севера Якутского филиала СО
АН СССP (/2) О.Б.Богатин и И.Н.Черский (53) 621.822.5(088.8) (56) Машины и стенды для испытания деталей./Под ред. д-ра техн. наук проф. Д.H Решетова. М., Машиностроение, 1979, с.7. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСА ПОДШИПНИКОВ СЕОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для определения ресурса подишпИзобретение относится к испытательнои технике и может быть использовано для определения ресурса подшипников скольжения.
Цель изобретения — повышение достоверности определения ресурса подшипников скольжения.
На фиг.1 представлены экспериментальные кривые износа; на фиг.2 то же, в единой базе; на фиг.3 экспериментальные кривые при проведении эксперимента с изменяющейся нагрузкой; на фиг.4 — кривые износа для выбранных материалов в соответствующем режиме нагружения.
Способ осуществляется следующим образом.
Испытыв lloT образец из материала падшип1п1ка на изнашивание при посто2 ников скольжения. Цель иэобретения— повышение достоверности определения ресурса подшипников скольжения. Подшипник скольжения выполняют в виде модельного образца иэ модельного материала, у которого зависимость интенсивности износа от давления вычисляют по определенному соотношению. Испытание на долговечность проводят в модельном режиме и определяют долговечность модельного подшипника.
Долговечность исследуемого подшипника определяют по соответствующей зависимости. В результате этого длительность испытаний сокращается, а достоверность результатов повышается, 4 ил. янном режиме трения, определяют интенсивность изнашивания. Повторяют испытания при других значениях нагрузки и находят зависимость интенсивности изнашивания образца от давления ° Затем выбирают менее износостойкий материал, у которого зависимость интенсивности износа образца от давления отличается от исходного постоянным множителем (постоянной перехода), удовлетворяя соотношению где I — интенсивность износа образца; — зависимость интенсивности иэ1 нашивания образца из модельного материала от давления;
1530968
fZ — зависимость интенсивности изнашивания образца из материала подшипника;
К вЂ” постоянная перехода.
Устанавливают подшипник из модельного материала на место исследуемого подшипника в устройство, где он эксплуатируется, Испытывают устройство в модельном режиме, соответствующем рабочему в сжатом в К раз времени, определяемом по формуле 2; (t) = Я; (t/ê), где 7; — параметры, определяющие 15 режим механизма (скорость, нагрузка на механизм и оп ° ) м параметры модельного режима; текущее время; 20
К вЂ” постоянная перехода.
По результатам испытаний определяют ресурс модельного подшипника, а ресурс исследуемого подшипника находят по формуле 25
Т2 = К Т<, где 1. — ресурс модельного подшипника;
Т, — ресурс исследуемого подшиини30 ка;
К вЂ” коэффициент перехода.
Пример. Испытываются подшипники скольжения, представляющие собой втулки, выполненные из наполненных фторопластов с различным составом и содержанием наиолнителя r! . СоО(А1 О>) (синий кобальт) 1; Мо S 2; Со0(А1 Оз)
1,1
0,5; Ф4МБ 20. Испытания проводят на серийной машине трения, при нагрузке
67 Н. Размеры образцов составляют
4 26,» ф 34 i 22, контртела Ф 25.
Контртело изготавливают из стали 45 с
НВ = 40 и обрабатывают до восьмого класса чистоты. Испытания проводят до величины износа z = 200 мкм.
Результаты испытаний представлены экспериментальными кривыми износа (фиг, 1). Для проверки подобия по
50 износостойкости кривые в точке максимальноо ro из носа приводятся к единой базе (фиг.2). Совпадение приведенных кривых, соответствующих Ф-4 и Ф-4 +
+ 20ь 1"1Б, указывает иа подобие этих
Р 55 материалов по износу, т. е. функции интенсивное t и износа их связаны зависимо< тью Р9 Е 4 20 о МБ ) где К вЂ” для данного случая ранен 2.
Затем проведены эксперименты с изменяющейся нагрузкой Р (t), соответствующей эксплуатационной (фиг. 3).
Учитывая, что коэффициент перехода
К = 2, для менее износостойкого Ф-4 режим нагружения определяется по формуле
P „ (t) = Р, (t/К) = V(t/2)., Кривые износа, соответствующие этим режимам, для обоих материалов показаны на фиг,4. Суммарный износ втулок из обоих материалов совпадает (z = 460 мкм) . Долговечность подшипни— ка из более износостойкого материала
Ф-4 + 20/ МБ определяется по формуле
Т 4 2, М5 К Т 4 = 2 8 ч, Действительная долговечность составляет 2,6 ч. Таким образом, ошибка составляет 7,7Х.
Сущность предлагаемого способа заключается в том, что испытания проводят без формирования режимов, а ускорение осуществляется за счет выбора модельного материала с меньшей износостойкостью. При этом достоверность условий нагружения обеспечивается автоматически, поскольку подшипник испытывается в том же устройстве, где он эксплуатируется, а необходимость их непосредственного определения отпадает.
Предлагаемый способ позволяет повысить достоверность определения ресурса подшипников за счет того, что нагрузка на испытываемый подшипник из модельного материала соответствует эксплуатационным, и сократить время испытаний путем выбора модельного материала с коэффициентом перехода К ) 1. Причем время испытаний сокращается тем больше, чем больше К.
Формул а изобретения
Способ определения ресурса подшипников ск*льжения, заключающийся в том, что испытание на долговечность проводят в модельном режиме с использованием подшипников скольжения в вице модельных образцов и определяют долговечность модельного годшипника, а долговечность исследуемого подшипника — посредством использования соот1530968
f<(P) КГ, (Р); К > 1, Zi dfEJr
gH юоа
8 4
Фиг. 3
Составитель Т. Хромова
Техред М. Ходанич
Корректор С,Черни
Редактор Н, Бобкова
Заказ 7946/44 Тираж 789 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101 нош е ния Т = КТ, где Т вЂ” долго в ечно ст ь исследуемого подшипника, Т, долговечность модельного подшипника, К— постоянная перехода, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения достоверности определения ресурса, образцы изготавливают из модельного материала, у которого зависимость интенсивности износа от давления определяют по соотношении где f (Р) — зависимость интенсивности
1 износа от давления у модельного материала; (P) — зависимость интенсивности
I износа от давления у ма-. териала исследуемого подшипника;
К вЂ” постоянная перехода.


