Устройство для постройки и спуска судна на воду
Изобретение относится к технологии судостроения и судоремонта и касается конструирования стапельных опорно-спусковых устройств для судов. Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств устройства путем упрощения спуска судна со стапельного на спусковое устройство и обеспечение возможности регулирования и надежности стопорного механизма. Устройство содержит горизонтальные 1 и наклонные 2 рельсовые пути, тяговое приспособление 3 и двухъярусную судовозную тележку с колесными парами 5, наклонными рельсовыми путями 6, стопорным механизмом 7, наклонной платформой 4 и наклонным основанием 8, под которым имеются катки 9, а сверху смонтирована скользящая платформа 10 с ограничителями 11. Судно 12 покоится на кильброках 13, рельсовые пути 2 выполнены с возможностью стыкования с путями 6 с помощью соединительных звеньев 14. Стопорный механизм 7 содержит раму, гидроцилиндр, уступы и разъемные замки с ползунами. 12 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1
„„SU„„1505839 (5D 4 В 63 С 00 " "ИЗИЯ гА Е.тк „ „;,бийся
1 .,г-,,И(, .
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4305329/40-11 (22) 08.09.87 (46) 0709.89. Бюл. № 33 (72) И. С. Шувалов (53) 629.12.002.28.002.54 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 986822, кл. В 63 С 3/00, 31.07.81. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОСТРОЙКИ
И СПУСКА СУДНА НА ВОДУ (57) Изобретение относится к технологии судостроения и судоремонта и касается конструи рован ия ста пел ьных опорно-спусковых устройств для судов. Цель изобретения — повышение эксплуатационных качеств устройства путем упрощения спуска судна со стапельного на спусковое устройство и обеспечение возможности регу2 лирования и надежности стопорного механизма. Устройство содержит горизонтальные
1 и наклонные 2 рельсовые пути, тяговое приспособление 3 и двухъярусную судовоз. ную тележку с колесными парами 5, наклонными рельсовыми путями 6, стопорным механизмом 7, наклонной платформой 4 и наклонным основанием 8, под которым имеются катки 9, а сверху смонтирована скользя щая платформ а 1О с огра ничителями 11. Судно 12 покоится на кильблоках 13, рельсовые пути 2 выполнены с возможностью стыкования с путями 6 с помощью соединительных звеньев 14. Стопорный механизм 7 содержит раму, гидроцилиндр, уступы и разъемные замки с ползунами. 12 ил.! 505839
3
Изобретение относится к технологии судостроения и судоремонта и касается конструирования стапельных опорно-спусковых устройств для судов.
Цель изобретения — повышение эксплуатационных качеств устройства путем упрощения спуска судна со стапельного на спусковое устройство и обеспечение возможности регулирования и надежности стопорного механизма.
На фиг. 1 схематически изображено предлагаемое устройство, вид с торца; на фиг. 2 — скользящая платформа устройства, вид сверху; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез Б — Б на фиг. 2; на фиг. 5 — стопорный механизм устройства, вид сверху; на фиг. 6 — то же, вид сбоку; на фиг. 7 — разрез  — В на фиг. 5; на фиг. 8 — разрез à — Г на фиг. 5; на фиг. 9 — предлагаемое устройство при поперечном спуске судна, вид сбоку; на фиг. 10 — вид Д на фиг. 9; на фи г. 11 — предлагаемое устройство при продольно-поперечном спуске судна, вид сбоку; на фиг. 12 — вид Е на фиг. 11.
Устройство (фиг. 1) включает в себя горизонтальные 1 и наклонные 2 рельсовые пути, тяговое приспособление 3 и двухъярусную судовозную тележку, состоящую из нижней наклонной платформы 4, снабженной разворачивающимися на 90 колесными парами 5 для продольно-поперечного перемещения, наклонными рельсовыми путями 6, стопорным механизмом 7, и верхнего наклонного основания 8. Последнее содержит катки 9, опирающиеся на рельсы 6, скользящую платформу 10, входящую в пазы верхней части тележки и выполненную в поперечном сечении по форме ласточкина хвоста с двумя ограничителями 11.
Для крепления корпуса судна 12 с двух бортов его устанавливаются кильблоки 13, которые закрепляют судно на платформе 10 основания 8. Рельсовые пути 6 платформы 4 выполнены с возможностью стыкования с путями 2 и скреплены посредством соединительных звеньев 14.
От произвольного перемещения платформа 10 фиксируется ограничителями 11, состоящими из направляющих, через отверстия которых проходят стопоры 15, ввернутые в серьгу платформы 10. Механизм стопорения состоит из рамы 16 с вставленными в нее разъемными замками 17, расположенными в пазах ступенчатых пар уступов 18, выполненных в виде порогообразных элементов, попарно скрепленных с платформой 4 и основанием 8. Механизм стопорения содержит гидроцилиндр 19, жестко скрепленный с кронштейном рамы 16 и установленный на поперечине 20 платформы 4. Каждый разъемный замок 17 выполнен из двух разъемных элементов 21, между которыми расположен конусообразный ползун 22 с винтовым механизмом 23.
4
Работа устройства при постройке и спуске судна на воду заключается в следующем.
Кра ном или други м подъемно-транспорт. ным средством на устройство (фиг. 1) поочередно устанавливают смежные секции строящегося конуса, где они стыкуются между собой или наращиваются подетально в зависимости от технологии сборки. Сближение выставленных секций для стыковки осуществляется за счет платформы 10 с помощью штатных механизмов без смещения устройства. Совмещение смежных секций корпуса по высоте осуществляется путем накатывания верхней тележки основания 8 на нижнюю платформу 4 и регулирования толщины замков стопорного механизма посредством продольного смещения ползуна 22 с помощью винтового механизма 23 (на фиг. 7 в разрезе  — В показан разъемный замок 17 в двух крайних положениях ползуна 22).
Убедившись в правильности стыковки секций, корпус судна 12 закрепляют на скользящих платформах 10 кильблоками 13, предварительно застопорив ограничитель I1, и производят сварку состыкованных секций в единый корпус.
Корпус судна на двухъярусных тележках перемещают по горизонтальным рельсовым путям 1 в зависимости от вида спуска (фиг. 1О и 12) на «ось нулей», где нижние тележки платформ 4 стыкуют с наклонными рельсовыми путями 2 посредством соединительных звеньев 14.
К верхним тележкам оснований 8 устройства подсоединяют трос тягового приспособления 3 трособлочной системы, посредством которой отводят вправо верхнюю тележку каждого основания 8. С помощью гидроцилиндра 19 открывают замки
17 стопорного механизма. т. е. при перемещении гидроцилиндра 19 рамы 16 замки 17 отводятся вправо, происходит расстопорение ступенчатых пар уступов 18, а судно 12 удерживается от произвольного скатывания с помощью тросов тягового приспособления 3.
Убедившись в готовности спускового устройства, производят одновременное стравливание тросов тягового устройства 3.
При этом корпус судна 12 на верхних тележках оснований 8 скатывается по наклонным рельсовым путям 6 и 2 до полного всплытия на воде.
В случае наличие перекосов спусковых путей происходит смещение судна на платформах 10 относительно тележек, что препятствует заклиниванию колесных пар устройства.
Освободившиеся тележки оснований 8 воз. вращаются из воды тросами и заводятся на нижние тележки платформ 4, где они закрепляются механизмом стопорения.
1505839
5 формула изобретения
Фиг. 2
A-А
Устройство для постройки H спуска судна на воду, содержащее двухъярусную судовозную тележку с тяговым приспособлением, нижняя часть которой содержит наклонную платформу с рельсовой дорожкой, на которой установлены катки наклонного основания верхней части этой судовозной тележки, при этом наклонная платформа и наклонное основание снабжены стопорным механизмом для взаимного фиксирования, отличающееся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств устройства путем упрощения спуска судна со стапельного на пусковое устройство и обеспечения возможности регул и рова н ия и надежности стопорного механизма, последний выполнен из разъемных замков, расположенных в зазорах между спаренными уступами, которые соответственно выполнены на нижней платформе и верхнем основании двухъярусной судовозной тележки, при этом каждый разъемный замок размещен на соответствующем ему выступе нижней платформы с возможностью
10 продольного перемещения по этому уступу и с конусообразным ползуном, сопряженным с поверхностью разъема замка и снабженным винтовым механизмом для продольного перемещения конусообразного ползуна.
1505839
1505839
1505839
ВНИИГ(И 1 ос(ларс гвенногo комитета но изобретениям и открытиям нрн ГК11Т (:(:(:Р
113635, Москва, Ж 35, Раушская (шб., д 4(5 (1ронзводственно-издательский комбнна (11атент, г Ужгород, vë. Га| арина, 1(ll
Редактор.1 Зайцева
Заказ 5367 "20 (.оставнгель В Вернадский
Текре (И. Верее Корректор М. Макснчишинец
Тираж 373 l (îäïèñí<í





